January 4, 2023

И снова авиаугон. И вновь—в Швецию


Игорь АНДРЕЕВ (Москва), Сергей КРАЮХИН (Санкт-Петербург),
Леонид ЛЕВИЦКИЙ (Таллинн), Марат ЗУБКО (Стокгольм), «Известия»


Рейс 8516, начавшийся в Тюмени 20 февраля в ноль часов тридцать минут, должен был по расписанию завершиться в Санкт-Петербурге через восемь с небольшим часов полета. Однако в назначенное время лайнер Ту-134 на посадку в аэропорту Пулково-2 не пошел, пролетев в направлении Таллинна. Диспетчерская служба сообщила, что на борту воздушного судна находится террорист, потребовавший лететь в Хельсинки. Наш репортаж — о дальнейших событиях.

Заложниками оказались 76 пассажиров, среди которых — один итальянец и три гражданина США. Угонщик, который летел вместе с женой и грудным восьмимесячным ребенком, вынул две гранаты и угрожал взорвать самолет, если не будут выполнены его требования. Требовал же угонщик, как выяснилось позже, житель Азербайджана, доставки его и семьи в США.

Т. Мусаев в полицейском участке в Стокгольме.

В начале десятого утра того же дня управление Министерства безопасности по Санкт-Петербургу получило сообщение, что самолет рейса 8516 приземлился в Таллинне. Штурм самолета с целью вызволения заложников, к счастью, не понадобился. В результате переговоров с угонщиком 32 пассажирам приземлившегося лайнера удалось покинуть салон. После пятичасовой стоянки самолет вновь поднялся в воздух и в пятнадцать часов сорок пять минут приземлился в Стокгольме, где угонщик сдался шведским властям.

На следующий день, 21 февраля, самолет с пассажирами возвратился, произведя промежуточную посадку в Таллинне, в Санкт-Петербург. В аэропорту Пулково-2 экипаж и пассажиров встречали представители службы безопасности и сотрудники санкт-петербургской мэрии. По факту угона самолета возбуждено уголовное дело. Тут же, в помещениях аэропорта, за столиками, пассажиры дали свидетельские показания. Все участники этого вынужденного полета в шведскую столицу живы и здоровы. Предстанет ли угонщик перед правосудием Швеции или его передадут российским властям, пока неизвестно.

В таллиннском аэропорту состоялась импровизированная пресс-конференция. Ее героем стал американец чешского происхождения Стэнли Ольховик — отставной полковник, командир подразделения «зеленых беретов» с опытом войны в Корее. В Тобольске он интересовался резьбой по кости мамонта.

Угнанный самолет в Таллиннском аэропорту. Фото Рейтер и ИТАР — ТАСС.

По словам С. Ольховика, сидевшего в самолете неподалеку от угонщика, гранаты были подлинные и действительно опасные. Их владелец — нервный, издерганный человек. По национальности — азербайджанец. Вместе с ним летели жена-грузинка и младенец. Как считает полковник, для жены захват самолета — полная неожиданность (позже, уже в Швеции стало известно: жена — Марина заявила шведскому следователю, что знала о готовящемся захвате самолета). С восхищением мистер Ольховик отозвался о стюардессе — ее выдержке, самообладании.

Да и сам он держался на пресс-конференции спокойно, шутил — на отличном русском языке. Благодаря ему и покинул самолет; объяснил угонщику, что он и его сосед — американцы. Угонщик не захотел ссориться с великой державой и выпустил ее граждан на свободу.

Тюменский Ту-134, вполне вероятно, войдет в историю Эстонии, как первый угнанный из России и принятый ею самолет.

Угонщиками российского пассажирского самолета Ту-134, следовавшего рейсом Тюмень — Петербург, являются супруги Мусаевы из Баку, свидетельствует шведская пресса. Тамеряну — 27 лет, Марине — 26.

Шведское правительство решает: судить ли их в Швеции за уголовное преступление, связанное с угоном самолета, или сразу выдворить в Россию, поскольку самолет они захватили российский.

Союз пилотов Швеции уже выступил с решительным требованием выслать угонщиков. Оставлять их в Швеции, по мнению руководства союза, нельзя, так как это может вызвать новую волну захватов самолетов и подвергнуть опасности жизнь пассажиров и экипажей.

Впрочем, именно об этом союз предупреждал правительство еще в августе 1992 года, когда из тюрьмы после двух лет заключения был досрочно выпущен на свободу воздушный угонщик М. Мокрецов. Ему тогда разрешили остаться в Швеции (двух других все-таки выслали).

На этот раз, судя по всему, шведы столкнулись со случаем, который имеет несколько иную окраску. С одной стороны, бакинская пара не просит политического убежища. А если бы попросила? Теперь, когда из стран СНГ можно выехать и законным путем, его вряд ли дадут.

Супруги заявили шведской полиции, что решили просто уехать «в богатую и свободную Америку», а билеты в США стоят так дорого, что для их покупки нужно работать многие годы. С другой стороны, у супругов — 8-месячный мальчик, а это может сыграть свою роль в пользу варианта проведения суда в Швеции. Ближайшее время покажет, за какой выскажутся власти.

По тому, как ведет себя мужчина-угонщик, можно предположить, что он не полностью отдает себе отчет в том, что вместе с женой совершил преступление, которое карается и в странах Запада. Супруга ведут в наручниках на допрос, а он беспечно улыбается столпившимся теле- и фотокорреспондентам.

Операцию по захвату самолета и угону его в Швецию Мусаеву удалось провести без осложнений. Шведские журналисты выяснили у полиции, что супруги приобрели где-то в Баку две гранаты и выехали на поезде в Тюмень, а там сели в самолет. Была ли при посадке проверка на оружие?

Комиссар криминальной полиции Стокгольма С.У. Гунд сообщил, что в самолете были два вооруженных сотрудника службы безопасности. Однако они не могли стрелять: если пуля попала бы в преступника, он разжал бы руки, и гранаты с выдернутыми чеками взорвались.

В стокгольмском аэропорту Арланда бакинская пара заявила, что требует предоставить им такой самолет, который смог бы долететь до США. Шведы попали в сложную ситуацию. Если бы они согласились на такой вариант, то все расходы им, скорее всего, пришлось бы принять на себя.

За пять часов переговоров с угонщиками, а они закончились в субботу в 20.46 по московскому времени, шведской полиции удалось уговорить бакинскую пару сдаться. Все это время с угонщиками беседовал по рации инспектор криминальной полиции Н.Г. Даниэльссон, владеющий девятью языками, в том числе русским, английским и арабским.

Журналисты, само собой, стали наседать на него, атакуя просьбами рассказать, чем же «взял» террористов. Но тот лишь давал понять: что это его профессиональная тайна. Все обошлось без стрельбы и жертв. Тем не менее известно, что у шведов существовал план штурма самолета. На этот случай была уже готова специальная группа «коммандос», которая была создана полтора года назад.

Первые допросы создали у шведских следователей впечатление, что главным действующим лицом в истории с угоном самолета была... женщина с ребенком на руках.

Правительство сформировало «кризисную группу» из юристов, дипломатов и других специалистов. Она поддерживала связь с послами России и США в Стокгольме. Премьер-министр Швеции Карл Бильдт поздравил полицейское управление с успешным завершением операции.

Как сообщил редакции заместитель начальника отдела авиационной безопасности департамента воздушного транспорта Минтранса РФ Юрий МАСЕЕВ, угон Ту-134 в Стокгольм — первый инцидент с российским авиалайнером в 1993 году.

Пиковым стал для отечественной гражданской авиации год 1990-й, когда совершено 33 акта так называемого незаконного вмешательства в ее деятельность. 9 угонов завершились посадками советских «ботов» в зарубежных аэропортах. 24 попытки — приземлением самолетов на отечественных аэродромах.

В 1991 году лишь одна из 13 попыток угона закончилась посадкой за границей. В 1992-ом зафиксировано три неудавшихся посягательства подобного рода.

Как свидетельствует Ю. Масеев, только в одном случае за три минувших года преступник угрожал настоящей гранатой. Во всех остальных угонщики блефовали, выдавая некие предметы в руках за взрывное устройство.

И последнее. В 1992 году в ходе предполетного досмотра пассажиров российской авиации изъято 1694 единицы огнестрельного оружия (в том числе 119 нарезного), свыше 15 тысяч единиц холодного оружия, 850 тысяч штук боеприпасов (107 гранат, 3 снаряда, свыше 9 тонн взрывчатых веществ), 53 тонны легковоспламеняющихся веществ, 31 тонна ядовитых и вызывающих коррозию.

«Известия» 23 февраля 1993 года