«Коммунисты должны владеть от оружия слова и мысли до оружия, которое стреляет»,-
прозвучало на II чрезвычайном съезде российской компартии, состоявшемся 13 и 14 февраля
После этой фразы профессора Ричарда Косолапова можно выносить на первые полосы газет уже подзабытый, а некогда самый, пожалуй, ходовой заголовок: «Коммунисты настроены по-боевому». Этот дремучий газетный штамп в свете установки, данной закаленным коммунистическим идеологом, вдруг наполнился практическим — огнестрельным — смыслом.
Впрочем, бывший редактор журнала «Коммунист», а ныне один из лидеров российской коммунистической рабочей партии, не выражает единой воли съездовского большинства. Воссозданная компартия в своих программных документах тщательно подчеркивает свою законопослушность. Ни о каких иных способах борьбы за власть, кроме конституционных, в политическом заявлении, принятом съездом, нет ни слова. Однако обмолвка, пусть даже в пылу дискуссии допущенная, выдает некоторые намерения коммунистических лидеров. По крайней мере одного из них, хотя, судя по аплодисментам, сопровождавшим выступление Косолапова, он не испытывает недостатка в единомышленниках.
Съезд проходил в Мытищинском районе Подмосковья. На два дня, 13 и 14 февраля, пансионат «Солнечный» приютил 650 делегатов, избранных от региональных организаций КП и представляющих 527 тысяч коммунистов, прошедших перерегистрацию. Коммунистическую чистоту принятых съездом документов (политическое заявление, устав) своим авторитетным присутствием удостоверили недавние узники «Матросской тишины» Анатолий Лукьянов, Владимир Крючков, Олег Бакланов, Василий Стародубцев, Олег Шенин, Геннадий Янаев.
Участники съезда избрали центральный исполнительный комитет (ЦИК) в составе 89 человек, центральную контрольно-ревизионную комиссию (ЦКРК). Было объявлено о так называемой «закрытой квоте» ЦИК на 10 человек, куда войдут лица, не желающие пока афишировать свою принадлежность к компартии. Подавляющим большинством (при одном «против» и одном воздержавшемся) председателем ЦИК избран Геннадий Зюганов, а его заместителями — Валентин Купцов, Юрий Белов, Светлана Горячева, Михаил Лапшин, Виктор Зоркальцев, Иван Рыбкин.
Лидеры компартии не исключают возможности своей блокировки с партиями центристской ориентации, прежде всего — с «Гражданским союзом». «Мы поддерживаем позицию „Гражданского союза“, выступающего против приватизации предприятий ВПК, за укрепление и развитие государственности, — сказал в своем выступлении Валентин Купцов.—„Гражданский союз“ достаточно настойчиво требовал смены правительства Гайдара. И в этом вопросе мы также согласны с его позицией. Определяющим является и то, что ГС не антикоммунистическая организация».
И, наконец, одна подробность, достойная быть отмеченной: черные «Волги» с государственными номерами и буквами «МОС». Обилие этих машин у здания, где проходил съезд, наводит на некоторые размышления. Если руководители компартии, нынешние и бывшие (в лице членов ГКЧП), как и прежде, пользуются спецгаражами, то они, надо понимать, располагают поддержкой не только «широких народных масс»… Впрочем, в этом не было и нет никакого секрета.