January 1, 2023

Звездный юбилей в Раменском

Уже который год Гонка звезд журнала За рулем венчает зимний трековый сезон, и уже в который раз можно подтвердить: престиж Гонки звезд невероятно высок Где еще, как не на дорожке ипподрома, вы можете сравнить мастерство и автокроссменов, и раллистов, и даже «чистых» кольцевиков? Своеобразна формула проведения этих гонок Здесь нет никаких отборочных соревнований; организаторы просто рассылают приглашения самым сильным в различных дисциплинах автоспорта гонщикам Как правило, отказов от участия не бывает Лишь на сей раз прошлогодний победитель — тольятинец Николай Мезенцев — по целому ряду причин не смог выступить в нынешней гонке и лишь прислал для передачи своему преемнику знаменитый переходящий приз — Хрустальную шину А проблем у организаторов прибавилось Нет ни денег, выделяемых раньше сверху, ни бесплатных солдат и милиции для охраны порядка И не найдись богатые спонсоры, не было бы той прекрасной и яростной борьбы лучших российских автогонщиков, что увидели мы на юбилейной 15-й Гонке звезд. Стоит отметить, что спонсорами выступили не только отечественные фирмы, но и такие гиганты, как французская компания Elf Aquiten и Reynolds Tobacco (Camel)

Как обычно, среди фаворитов Гонки звезд грозно выглядела могучая вазовская дружина. В ней были победители прежних лет Борис Маслов и Юрий Боровиков, призеры Виктор Малюшитский, Ренас Мухаметзянов. Александр Белов и новый чемпион России Омар Кахишвили, лишь неделю назад завоевавший это звание на этом же льду Раменского ипподрома.

№8 — Р Мухаметзянов, №4 — В Маспов, No 10 —А Орловский. No 15 — Н. Конин. № 14 — И Коновалов. № 12 А Потапов

Противостоять гонщикам ВАЗа должны были экс-победители Гонки звезд москвичи Виктор Козанков и Сергей Успенский, а также неоднократный призер Владислав Штыков. Нельзя было сбрасывать со счетов и пензенца Николая Конина, и представителя некогда славной ижевской школы (откуда, кстати, вышли Штыков и Мухаметзянов) Сергея Балдыкова. Но сюрприз мог преподнести любой участник — все-таки это Гонка звезд. Лишь два Александра — Потапов и Давыдов из команды АЗЛК — на наш взгляд, вряд ли могли рассчитывать на успех Что ни говори, а Москвич 2141 Алеко — слишком тяжелая машина…

№5 — В Малюшитский, № 14 — И Коновалов

На этот раз организаторы усложнили формулу определения победителя: после привычных шестнадцати заездов шестерка сильнейших в трех суперфинальных заездах выявляет абсолютного победителя.

Лед 1600-метрового круга был таким, что «зацепиться» было негде (Гонка звезд как последний этап чемпионата России проводилась на нешипованной резине.) Так что все были в равных условиях, а уж зрители и подавно не пожалели об отсутствии шипов.

№ 8 — P Мухаметзянов

В первом заезде сошлись сразу пять вазовцев с москвичом Успенским. Неистовство трибун и… заезд остановлен. Что-то случилось с машиной Маслова. Вновь старт, и спустя всего один круг машина Боровикова оказывается на крыше. Случилось это в «любимом» им первом повороте, где и в прошлом году он закончил «на ушах» один из заездов. Первым на финиш примчался Мухаметзянов, изрядно оторвавшийся от Кахишвили и Успенского. Неожиданно слабо проехал Белов, почти четверть круга уступивший победителю.

Четвертый старт. Первая победа Успенского и совсем уж непонятное пятое место Белова. Как мрачно и кратко выразился сам гонщик о своей машине, «не едет она, и все тут».

№ 4 — Б. Маслов

«Не ехала» машина не только у Белова. Видно было, как уступает соперникам на прямых Козанков. Фирма АСПАС, которая последние два-три года опекает Виктора, не смогла создать выдающемуся российскому гонщику мало-мальски приличные условия, и он, похоже, был вынужден полагаться больше на собственные силы и средства.

Девятый заезд, открывший вторую половину Гонки звезд, окончательно прояснил причину неожиданных стартовых рывков некоторых пилотов. Двум участникам каждого заезда, стартовавшим с крайних (первой и шестой) дорожек было полегче — снег, осыпавшийся с брустверов, помогал хоть как-то «зацепиться». Поэтому машина Конина, стоявшая на шестой дорожке, так резво ушла со старта, что спустя всего полкруга уже на четыре секунды (около 100 метров) опережала преследователей. Неудивительно, что пензенец выиграл этот заезд у Маслова. После двенадцатого заезда можно было назвать уже двух участников финальной пульки — тольяттинцев Маслова и Мухаметзянова. Они набрали по 23 очка и обеспечили себе проходной балл. Близки были к заветной цели Успенский и Конин (по 19 очков) и ижевец Балдыков (18). По 12 очков имели неудачно стартовавший в гонке, но «оживший» Белов и, наоборот, крайне неудачно финиширующий Малюшитский. Все они, конечно, жаждали успеха, но в тринадцатом заезде шаг вперед сделали только Белов и Конин. Вазовец стартовал с выигрышной шестой дорожки и сумел извлечь из этого все, что можно. Белов выиграл старт и на удивление легко оторвался от неудачника гонки Боровикова и Конина, довольного и тремя очками.

С одной стороны, зрителям возле ледовой дорожки стоять нельзя, а с другой — глядишь, и помогут (Под номером 13 — Ю Боровиков).

Таким образом, Белов набрал 17 очков и стал претендентом на участие в суперфинале. Шансы догнать его оставались только у Виктора Малюшитского, который просто обязан был выиграть в последнем для себя и гонки шестнадцатом заезде.

В этом старте Малюшитский имел неплохую первую дорожку против еще лучшей шестой у Штыкова. Оба отлично взяли старт и понеслись на все деньги. Острая и красивая дуэль! Несколько раз они перехватывали друг у друга лидерство, но на финише на десятую долю секунды впереди оказался чуть более настойчивый и удачливый Малюшитский. Это было здорово: Виктору так надо было выиграть, и он сделал это! Кстати, третьим здесь спокойно финишировал Мухаметзянов, набравший в итоге предварительной борьбы наибольшую сумму очков -26.

Но для того, чтобы начать борьбу за победу, надо было еще избавиться от неожиданно возникшего седьмого лишнего, а в лишние неминуемо попадали либо Белов, либо Малюшитский. В их напряженном перезаезде более удачливым оказался Александр Белов, как бы поощренный судьбой за свою целеустремленность.

А на старт первого из решающих заездов вышли только пятеро — ижевец Балды ков столкнулся с техническими проблемами. Вперед уносятся стартовавшие с крайних дорожек Мухаметзянов и Успенский. Это преимущество они заслужили, набрав большее по сравнению с остальными количество очков. Машины мчались плотной группой. Впереди — в острейшей борьбе — шли Мухаметзянов и Успенский. Первой на финише — Сергей Успенский. А Борис Маслов, проколов покрышку, добрался на спущенном колесе до финиша лишь пятым.

Второй заезд, где в борьбу уже включился и Балдыков, оказался решающим. В то время как Успенский и Мухеметзянов вновь оспаривали друг у друга лидерство, а Балдыков пытался преследовать их, трое остальных «убрались» с трассы, сцепившись на выходе из первого поворота. Оставшаяся троица мчалась к финишу, причем казалось, что на последнем повороте вазовец опередит москвича, но Успенский как-то очень ловко подтолкнул Мухаметзянова и умчался вперед. Этим обстоятельством немедленно воспользовался Балдыков и перед последним супер-стартом Гонки звезд оказалось, что Успенский набрал максимально возможные десять очков против восьми у Мухаметзянова, а ижевец вышел аж на третью позицию с четырьмя очками.

Решающий заезд начался эффектно. Для выигравшего старт Успенского выход из первого поворота едва не стал роковым — его машина зацепилась за снежный вал и чуть не опрокинулась. В результате Сергей был отброшен на третье место Мухаметзянов между тем несся к победе в заезде, и Успенскому пришлось приложить все силы, чтобы опередить на предпоследнем повороте опытного Маслова. Финиш назвал победителя 15-й Гонки звезд и ее второго призера. Но обладатель третьего места был еще неизвестен. Сразу четверо остальных финалистов набрали по четыре очка, и для выявления бронзового призера был назначен перезаезд. Лучшим здесь стал Борис Маслов, так и не сумевший стать трехкратным триумфатором Гонки звезд.

Все лавры, почести и самые ценные призы достались 35-летнему москвичу Сергею Успенскому, во второй раз за три года поднявшемуся на высшую ступень пьедестала этой престижной гонки.

Призами не обделили никого из участников суперфинала. Кроме традиционной НИИШПовской резины и гжельской посуды, все они были награждены замечательными деловыми наборами в чемоданчиках, которые смело можно назвать мечтой настоящего мужчины, маслом Elf и многими приятными подарками и сюрпризами от фирм Camel, АВТОН, Elf, RTE и, конечно, редакции журнала За рулем.

К. ПРЕСНИН

«Авторевю» № 4 1994 год