Ещё один бой преступности собираются дать российские власти
Только неясно, как, какими силами и средствами
Сегодня в Кремле открывается Всероссийское совещание по борьбе с преступностью, на которое приглашены 970 человек, представляющих различные юридические и правоохранительные структуры. Ожидается, что в работе совещания примут участие президент Борис Ельцин, вице-президент Александр Руцкой, министр внутренних дел Виктор Ерин, министр безопасности Виктор Баранников. Основной доклад на совещании делает Александр Руцкой. Он должен проанализировать реальное положение дел в правоохранительной сфере и сформулировать основные задачи органов правопорядка, а также Межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с преступностью, которая недавно отнесена к ведению вице-президента.
Как стало известно, Межведомственная комиссия в последнее время наконец-то начала формирование небольшого, но профессионального аппарата, которому поручена выработка «новой стратегии» по борьбе с преступным миром.
Остается гадать, расскажет ли в своем выступлении Руцкой о фактах коррупции в высших эшелонах российской власти, что он неоднократно обещал сделать во время горячих дебатов в парламенте и на съезде.
Совещание в Кремле будет закрытым для журналистов. Однако «НГ» удалось получить сборник «Преступность — угроза России», подготовленный по личному поручению Александра Руцкого РАУ-корпорацией (ее возглавляет советник вице-президента Алексей Подберезкин). Сегодня эти материалы розданы участникам совещания. Все экземпляры сборника пронумерованы и содержат гриф: «Рассылается только по списку». Ниже приводятся наиболее интересные выдержки из этого сборника.
Из предисловия, написанного вице-президентом А. В. Руцким.
Современный размах преступности в пределах бывшего СССР в последние годы уже угрожает существованию государства и его институтов, более того — самого народа. Вот почему нужна программа возрождения Российского государства, включающая немедленные и высокоэффективные меры в политической, экономической, идеологической и иных областях, где борьба с преступностью становится частью общей стратегии выживания государства, одной из общенациональных задач.
Всего расследовано уголовных дел в 1992 г. — 960 127. Остаток неоконченных дел на 01.01.93. Всего — 442 866. Всего арестованных — 47 203. Количество нераскрытых преступлений. Всего — 1 380 526 (к 1989 — +122,8%). Всех преступлений — 2 760 652 (к 1989 — + 70,5%).
В целом доходы «теневой» экономики в России в 1991 году можно оценить в 110 млрд рублей, а в 1992 году, с учетом роста цен и новых социально-экономических условий, — в 2—2,5 трлн. рублей.
Обследования выявили существенные региональные различия в распространении «черного» рынка по территории бывшего СССР. Так, в Прибалтике его удельный вес в потребительских расходах в 1991 году составлял 3—5%, в Беларуси — 10%, России — 15%, в Украине — 20%, в Средней Азии и Казахстане — 25%, Закавказье — 40%
Оценки, приведенные здесь, позволяют сделать вывод что «теневая» экономика развивается устойчиво на фоне продолжающегося общего экономического спада.
Борьба с организованной преступностью
В 1992 году в России выявлено более 4 тыс. организованных преступных групп, в том числе более 1 тысячи имеющих международные и межрегиональные связи. Каждая четвертая группа имеет защиту со стороны коррумпированных чиновников в различных структурах. По экспертным оценкам, в эти отношения вовлечены до 40% предпринимателей и 2/3 всех коммерческих структур. В 1992 году к уголовной ответственности привлечено около 3 тыс. участников организованных преступных групп, возбуждены уголовные дела более чем на 1500 коррумпированных лиц. У преступников изъято более 4500 единиц огнестрельного оружия, 3 тонны наркотиков и 3 млрд, рублей.
Следует ожидать дальнейшего распространения коррупции, вымогательства взяток, сокрытия прибыли от налогообложения, нарушений антиалкогольного законодательства, лжепредпринимательства, фиктивного банкротства и иной противоправной деятельности в сфере экономики. Получат развитие рэкет, похищение людей, жестокость и использование террора преступными организациями. Неизбежен рост наркобизнеса.
Председатель парламентского комитета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью Асланбек Аслаханов пребывает в пессимизме
«Уйду я отсюда к чертовой матери, не могу больше!». Эта фраза была произнесена уже в самом начале нашего разговора с Асланбеком Аслахановым и полностью определила отношение председателя одного из самых важных парламентских комитетов к окружающей действительности.
— Что же мы имеем на сегодняшний день? То, чего нет в подавляющем большинстве стран мира, — утверждает Асланбек Аслаханов, имея в виду «брачный контракт» беловоротничковой преступности с самой махровой уголовщиной. Это обстоятельство дает жулью возможность использовать многочисленные пробелы в нашем законодательстве или некоторые торопливо принятые, непродуманные указы президента и постановления правительства.
Вот уж что верно, то верно. По сведениям, полученным в администрации президента, в минувшем году пришлось отозвать половину президентских указов в силу их невыполнимости или скверной юридической проработки. Л сколько было неувязок, использованных крупными дельцами теневой экономики! К примеру, подписывает Борис Ельцин распоряжение об обязательном взимании пошлины с ценностей, вывозимых из России в страны СНГ. Не успевают, что называется, чернила просохнуть на бумаге, как на места идет документ с подписью тогда еще первого вице-премьера Геннадия Бурбулиса, который разрешает отправлять добро за российские пределы без всяких пошлин, льгот и лицензий.
Вообще, то, что у нас называют налоговой политикой, позволяет любому, даже не очень ловкому жулику легко уклоняться от символического в иных случаях отчисления части прибыли в доход государства
— Вы думаете, только уголовники обкрадывают несчастных сирот и пенсионеров? — усмехается Асланбек Аслаханов. И рассказывает о том, как высшие чины Минздрава потребовали от американской фирмы перевести десятки тысяч долларов, причитающихся за испытания новой техники, на скрытый от «посторонних» счет в нью-йоркском банке.
Не убавляют пессимизма в настроении председателя парламентского комитета и действия — точнее, бездействие — родного Верховного Совета, который никак не может принять пакет антикоррупционных законов.
Министр Виктор Ерин в своих стандартных самоотчетах более чем охотно рассказывает о пресечении, допустим, фактов взяточничества. По утверждению же Асланбека Аслаханова, из ста таких фактов до суда доходит меньше пятидесяти. Наказание же получают и того меньше — максимум четверть схваченных за руку мздоимцев. А это говорит не столько о повышенной активности нашей краснозвездной милиции, сколько о пониженном качестве ее безусловно важной работы.
Интересно, что если органы внутренних дел ее худо-бедно проводят, то правительство, по сведениям Асланбека Аслаханова, делает все, чтобы не брать на себя никаких хотя бы программных обязательств. И его можно понять. Ведь стоит только принять федеральную программу борьбы с преступностью, как придется выделять под нее необходимые средства и следить за правильностью их расходования.
Характерно, что наибольшей эффективности в войне с уголовщиной и коррупцией достигло руководимое бывшим милиционером Виктором Баранниковым Министерство безопасности. Впрочем, и оно, кажется, стеснено определенными рамками. Может быть, в силу этого обстоятельства недоступный для журналистов министр дает интервью только... президенту России, а его подчиненные свято блюдут тайну имен коррупционеров с депутатскими значками и из высших управленческих структур. Говорят, до суда. Но когда же этот суд состоится, если за последние год-полтора на скамье подсудимых не оказалось ни одного крупного коррупционера? Собственно говоря, у нас вообще не определено в юридическом плане это явление — коррупция.
Что еще заставляет нервничать председателя парламентского комитета? Буквально только что затребовал он материалы на человека, скомпрометировавшего себя, в том числе освобождением под залог самых настоящих воров в законе. Речь идет о некоем А. Карташове. Л тот, как только что выяснилось, назначен первым заместителем начальника Главного управления МВД по организованной преступности.