December 26, 2022

Грузия: ситуация близка к анархии


Бесик УРИГЛШВИЛИ, «Известия»


Полиция Тбилиси согласно приказу Э. Шеварднадзе переведена на казарменное положение. В десятидневный срок должны быть разоружены все незаконные вооруженные формирования, вооруженным людям запрещено появляться на территории города. Будут предприняты меры по выводу за черту города подразделений, входящих в грузинскую армию. Общее руководство по исполнению всех пунктов приказа главы государства возложено на нового мэра Тбилиси Константина Габашвили.

Действительно, не надо быть прозорливым аналитиком, чтобы убедиться: человек с ружьем стал одним из главных, если не главным действующим лицом не только в повседневной жизни Грузии, но и в грузинской политике. Появлению приказа Шеварднадзе предшествовали двухдневные дебаты в парламенте Грузии на его закрытых заседаниях, где рассматривалось положение в Абхазии и грузино-российские переговоры, третий тур которых завершился накануне я Тбилиси. Согласно информации, просочившейся из-за закрытых дверей зала парламентских заседаний, в течение двух дней политики и военные обвиняли друг друга во всех смертных грехах. Нередко звучали и обвинения в предательстве государственных интересов. Дошло до того, что министр обороны Т. Китовани пригрозил уйти в отставку, оговорившись при этом, что не видит пока человека, способного занять его место. А в кулуарах во время перерывов между заседаниями со стороны некоторых военных звучали неприкрытые угрозы в адрес властей.

Не менее драматично складывалось и обсуждение итогов третьего тура российско-грузинских переговоров. И хотя Э. Шеварднадзе удалось добиться полномочий на ведение переговоров, а сами непосредственные участники переговорного процесса на заключительной пресс-конференции высказали удовлетворение достигнутыми результатами, до полной ясности в этом вопросе еще далеко. Давление на главу государства растет. Главное требование противников подписания российско-грузинского договора — немедленный вывод российских войск с территории Абхазии и всей Грузии. Между тем достигнутые договоренности предусматривают пребывание группы российских войск на территории Грузии до конца 1995 года, а российских пограничников, охраняющих границу с Турцией, — до конца 1994 года.

На фоне массированного политического давления не прекращаются и вооруженные провокации против российских войск, дислоцированных в Грузии. До сих пор не ясны все обстоятельства самой крупной из них, которая произошла 23 января, в день начала третьего тура переговоров. Напомню, что тогда в результате нападения неизвестного военного формирования бы ли в упор расстреляны двое российских военнослужащих. Как заявил один из высокопоставленных должностных лиц информационно-разведывательной службы Грузии, это нападение было осуществлено прекрасно экипированной, вооруженной и хорошо обученной группой военнослужащих. Однако в интересах следствия конкретные факты и детали пока не называются.

Параллельно с этим активизировались радикальные политические группировки, которые намереваются провести в ближайшее время совещание координационного органа национально-освободительного движения. Основным инициатором подобного совещания выступают партия национальной независимости, а также ряд крайне националистических организаций. Организаторы совещания намерены объединить в своих рядах все организации, которые в свое время боролись с коммунистическим режимом. Однако от них резко открестилась Национально-демократическая партия Грузии, одна из самых старых и авторитетных антикоммунистических организаций, чьи лидеры не раз сидели в тюрьмах как при коммунистах, так и при режиме 3. Гамсахурдиа. Председатель этой партии Георгий Чантуриа заявил, что организаторы совещания преследуют свои, узкопартийные цели и надеются набрать очки на фоне социально-политического недовольства. По мнению Чантуриа, эта партия не вправе говорить от имени всего национально-освободительного движения Грузии. Он высказал удивление в связи с тем, что в число организаторов этого совещания входят и партии, представ, ленные в парламенте, где у них есть все возможности отстаивать свои позиции. По мнению многих наблюдателей, затея с созданием некоего внепарламентского органа координации политических сил инспирирована людьми, надеющимися в условиях политической нестабильности отстранить от власти Шеварднадзе и его сторонников, и главным из козырей в этой борьбе должны стать срыв переговоров с Россией, неспособность властей справиться с криминогенной ситуацией и, конечно же, военные неудачи в Абхазии.

Неудивительно, что именно с Абхазией связаны сегодня самые острые политические споры и противостояние. Последние события свидетельствуют, что эту войну многие пытаются использовать в своих политических целях. Странная возня вокруг военных действий в Сухуми продолжается и на верхушке тбилисского политического подиума. В качестве примера приведу следующие Факты: недавно оттуда были выведены подразделения гвардии, которые только формально входят в единую грузинскую армию. Фактический лидер гвардейцев генерал Георгий Каркарашвили, один из наиболее приближенных к министру обороны Т. Китовани, обосновался со своим подразделением в пригороде Тбилиси, у так называемого Тбилисского моря. Еще одно подразделение расположилось на другой окраине города в поселке Шавнабада. По последним сведениям, из Сухуми под предлогом ремонта были выведены 8 танков, которые попали в распоряжение Лоти Кобалия, руководителя крупного вооруженного формирования сторонников экс-президента Грузии и фактического хозяина положения в прилегающей к Абхазии Мигрелии.

И последнее. Судя по некоторым сообщениям, предпринимаются попытки спровоцировать напряжение в Аджарии, еще одной автономной республике Грузии. В телефонном разговоре со мной один из помощников аджарского лидера Аслана Абашидзе не исключил возможности вооруженных провокаций по отношению к российским войскам, дислоцированным в этом регионе. По словам помощника аджарского лидера, власти автономии совместно с российским армейским руководством принимают упреждающие меры. В этих условиях полного политического хаоса и непредсказуемости Эдуард Шеварднадзе пошел на чрезвычайные меры, пытаясь разрядить ситуацию хотя бы в столице. Трудно сказать, насколько эффективными они окажутся в ситуации, когда клановость и круговая порука стали главными слагаемыми политической жизни страны, а гвардия не собирается сдавать позиций. Остается только наблюдать за тем, как’закончится еще одна попытка загнать джинна в бутылку.

ТБИЛИСИ.

«Известия» 12 февраля 1993 года