December 25, 2022

Борис Ельцин: Без политического согласия нет выхода из экономического кризиса


Василий КОНОНЕНКО, «Известия»


Заседание Президиума Совета Министров, состоявшееся 11 февраля в Кремле, по всем параметрам больше походило на генеральное совещание всех властных структур. Помимо членов кабинета, в нем приняли участие президент, спикер парламента, председатели многих комитетов и комиссий Верховного Совета, а также руководители исполнительной ветви власти республик, краев, областей, ученые-экономисты. Такой состав участников предопределен был важностью обсуждавшегося вопроса: об итогах социально-экономического развития России в 1992 году и программе действий правительства в 1993 году.

Что сделано правительством и что сделать было можно и нужно — так обозначил тему дискуссии с первых минут заседания Б. Ельцин. Обстановка в России, сказал он, остается сложной. Мы переживаем глубокий экономический кризис. Но как бы тяжело ни складывался прошлый год, нельзя согласиться с суждениями, что он потерян для России. Провал был бы неминуем, если бы реформы не были начаты, а продолжались разговоры о них. Нам удалось избежать катастрофы.

Не могу согласиться и с тем, что экономические реформы в России пошли по худшему варианту. Они пошли по единственно возможному варианту. В тех условиях не было возможностей выбора ни моделей реформ, ни команды, готовой взяться за это дело. Вместе с тем в прошлом году было допущено немало ошибок, сказал Б. Ельцин, и я надеюсь, сегодня они будут проанализированы.

В минувшем году Россия столкнулась с проблемой, которой не существовало у нас раньше. Это — становление рынка. Ни у кого не было опыта решения таких задач. Реформы потребовали высокой цены. Но это — цена реформ, а не революции в напичканной ядерным оружием многонациональной стране. При всей остроте противоречий нам удастся выдержать эволюционный ход развития.

Прошедший год показал, что одним из самых серьезных препятствий реформам явился клубок противоречий между законодательной и исполнительной властями, прежде всего в верхних этажах. Растущая напряженность во властных структурах нанесла огромный ущерб, в том числе экономический. Сейчас она способна взорвать страну. Допустить этого мы нс имеем права. Этот год должен стать годом экономики, а не политических битв. Говорил и подчеркиваю снова, сказал Ельцин, что любой путь, который обеспечит решение этой нелегкой проблемы, приемлем. Сейчас очевидны два варианта — референдум или новое соглашение между ветвями власти, с твердыми гарантиями его выполнения и привлечением политического потенциала субъектов Федерации. Нужно вести их параллельную подготовку. Тем более, что цель и референдума, и соглашения одна. Отказаться от одного или другого было бы большой политической ошибкой.

Если сегодня на встрече президента, председателя Верховного Совета, председателя Конституционного суда не будет найдено согласие, свое веское слово должен сказать народ. Ельцин выразил надежду, что такое согласие будет достигнуто. Для сегодняшней встречи я уже имею пакет предложений и готов к серьезному разговору.

Основным докладчиком по вопросу повестки дня правительство выдвинуло первого вице-премьера В. Шумейко, который попросил для анализа ситуации 44 минуты. В январе 1992 года, подчеркнул он, правительство приступило к осуществлению радикальной экономической реформы в тяжелейшей ситуации, когда вполне реальной была угроза экономического краха, голода в индустриальных центрах, массовых социальных потрясений. Нам удалось избежать этого, в экономике наметились положительные сдвиги, в основном ликвидирована командная система управления, заработали рыночные механизму, сохранена финансовая система. Если говорить в целом, то сохранена социальная и экономическая стабильность в обществе.

Однако макроэкономической стабилизации достичь не удалось. Основная причина тому — разногласия между законодательной и исполнительной властями по вопросу ограничительной финансовой, денежно-кредитной политики. В результате мы находимся перед реальной угрозой гиперинфляции. От решений, которые будут приняты сегодня, зависит судьба реформ и, можно сказать, России.

Говоря о программе работы правительства в 1993 году, первый вице-премьер подчеркнул, что в политической сфере накал страстей удалось понизить в результате подписания Федерального договора в минувшем году. Но этот накал может быть усилен, если договор не будет выполняться. Он осложняет работу правительства, поскольку каждый нормативный документ теперь должен сверяться с положениями Федеративного договора, требуется пересмотр компетенции федеральных министерств и госкомитетов. Одной из ошибок в минувшем году было бессистемное предоставление отдельным регионам льгот и кредитов, субвенций на общую сумму один триллион четыре миллиарда шестьсот тринадцать миллионов рублей. Тут нужна четкая программа оказания помощи в социально-экономическом развитии отдельных регионов России.

Основным инструментом радикальных реформ в минувшем году была либерализация цен. Вместе с тем при ее осуществлении были допущены и ошибки. Так, свободные цены вводились в три этапа, в разное время, на отдельные группы товаров. В результате произошло перераспределение прибыли в пользу тех производителей, которые были сориентированы на выпуск конечной продукции. Начался кризис неплатежей, нехватка оборотных средств предприятий.

Трагический перелом в ходе экономических реформ произошел в результате массового выброса кредитов. Если на 1 апреля минувшего года их размер составлял 918 миллиардов рублей, то на 1 ноября уже достиг 3,7 триллиона 731 миллиарда рублей. В какой-то мере выброс кредитов спас неэффективные производства, но он же вызвал резкий рост инфляции. Суть ошибки правительства в том, что кредиты предоставляли всем без осуществления процедуры банкротств. Да и Верховный Совет принял Закон о банкротстве лишь в конце года, а вступит в силу он с 1 марта текущего года. В дальнейшем кредиты, предоставляемые Центральным банком России, должны формироваться ценными бумагами предприятия. Субсидии правительства должны предоставляться только в приоритетные отрасли народного хозяйства.

Во внешнеэкономической деятельности во втором полугодии минувшего года наблюдался рост экспорта. Но в основном за счет нефти — 66 миллионов тонн было вывезено за рубеж этого сырья. В целом основным источником получения валютных доходов оставались топливно-энергетические ресурсы. Внешнеторговый оборот за 1992 год оценивается в 73 миллиарда долларов, что меньше на 23 процента по сравнению с 1991 годом. Причин тут немало. Мы начали торговать с развитыми странами по высоким импортным и низким экспортным ценам. Началась внутренняя конкуренция между производителями, в результате чего они же сами сбивали цены на свою продукцию. Можно уже сегодня отменить льготы по освобождению предприятий от полной уплаты экспортных и импортных пошлин при осуществлении инвестиционных проектов... В исключительных случаях можно пойти на отсрочку таких платежей.

В области приватизации создано свыше 3901 инвестиционных фондов для продажи акций предприятий населению. Но темпы приватизации значительно отстают от хода реформы.

В социально-трудовой сфере одна из ошибок правительства заключалась в том, что была допущена неоправданная дифференциация зарплаты по категориям работающих. Так, заработки 10 процентов самых высокооплачиваемых работников резко оторвались от самых низкооплачиваемых: в 1991 году в 5 раз, в марте 1992 года — в 11 раз, а в сентябре 1992 года уже в 16 раз. Около одной трети населения находятся ныне за порогом прожиточного минимума, который составил в декабре минувшего года около 4 тысяч рублей на человека. Весь нынешний год должен стать годом перехода от пассивной социальной защиты к активной при непосредственном участии правительства. Нужно наладить регулярный пересмотр тарифной сетки для работников бюджетной сферы, минимальной зарплаты и пенсий.

В заключение первый вице-премьер подчеркнул, что, если не удастся достичь согласия исполнительной и законодательной власти по ключевому вопросу о путях развития экономики, возможен отход от избранного курса на экономическую реформу.

Заседание продолжается.

«Известия» 12 февраля 1993 года