December 24, 2022

Главы экс-автономий снова встречаются с Ельциным

Внутрироссийский саммит как шаг к референдуму, или способ уйти от него


Радик Батыршин


Российская Федерация


Совет глав республик, открывающийся сегодня, станет важным этапом референдумной борьбы Ельцин — Хасбулатов. Ставка в этом раунде — голоса экс-автономий «за» или «против» плебисцита. По старой традиции встрече Бориса Ельцина с генералами периферии предшествовала прелюдия Хасбулатова — вчера в Российской академии управления открылся семинар председателей Советов народных депутатов субъектов РФ. На открытии семинара присутствовали глава российского парламента. Продекларирована цель семинара — «изучение политических и экономических аспектов, обмен передовым опытом законотворчества и государственного управления, а также рассмотрение других актуальных проблем». Закрытая — убедить периферию в «несвоевременности» плебисцита.

Сверхзадача для Бориса Ельцина на внутрироссийском саммите — получить заявление глав экс-автономий в поддержку общероссийской) референдума. Значительность этой поддержки для российского президента очевидна — главы республик сыграли немалую роль в декабрьском компромиссе, и авторитет совета давно превышает его консультативный статус. Но отношение руководителей российских республик к апрельскому референдуму весьма неоднозначно. «Группа поддержки» Бориса Ельцина из «дотационных» экс-автономий выступает за плебисцит без всяких условий, не без оснований надеясь на то, что президент «этого не забудет». Так, в Чувашии Президиум ВС уже занялся подготовкой к референдуму. Но именно в силу своей вечной лояльности к президенту голоса этих республик не имеют большого веса в и ¡ре «референдум — продолжение реформ». Гораздо важнее для Бориса Ельцина «непослушные» Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), Татарстан и идущие за их широкими плечами другие экс-автономии. Периферийная фронда прекрасно осознает свою необходимость как президенту, так и главе парламента. Поэтому однозначная поддержка той или иной стороны означает для них ослабление собственных позиций. Напротив, лавируя между ними, они набирают очки.

«Непослушные» главы республик не испытывают восторга от референдума. Свою позицию они мотивируют тем, что, по их мнению, «румянцевский» проект Конституции РФ далек от совершенства. Поэтому выносить его на плебисцит они считают неразумным. Более того, позиция ответственного секретаря Конституционной комиссии по отношению к республикам России вызывает у последних все большее раздражение. Хотя бы потому, что проект новой Конституции не признает за ними статуса государств, что закреплено в действующем Основном законе РФ. Это отношение экс-автономий было отражено в заявлении глав республик, распространенном еще на декабрьском съезде народных депутатов. Отсюда ясно, почему первый блок вопросов на заседании Совета глав республик посвящен принципам государственного устройства, то есть проекту Конституции. И президент России, похоже, готов «отдать» Олега Румянцева — еще на первом заседании Совета глав республик осенью 1992 года он со вниманием отнесся к требованиям освободить его от должности. На втором заседании недовольство глав республик было уже зафиксировано в протоколе. Можно предположить, что сегодня только чудо позволит Олегу Румянцеву удержаться на посту ответсека КК. Более того, жесткость автора проекта Конституции к экс-автономиям позволяет им говорить: «Если мы не можем договориться об основах государственного устройства, то не может идти и речи о том, чтобы вынести их на референдум». Кроме того, в экс-автономиях опасаются, что размытые формулировки референдума позволят провести положения, ущемляющие их самостоятельность.

Второй блок вопросов заседания совета сверхтрадиционен — механизм реализации Федеративного договора. Скоро этому документу исполняется год, но республики так и не получили в полном объеме декларированной в нем самостоятельности, и в периферийных столицах создается впечатление, что Федеративный договор интересует только их. Главы республик предлагают, чтобы договорные отношения между центром и ними через соответствующие механизмы стали реальностью. Отсюда и третий блок вопросов, который будет обсуждаться на Совете глав республик — концепция внешней политики Российской Федерации. Периферия претендует на участие во внешней политике, «узурпированной» ныне российским МИДом. Более того, республики считают необходимыми консультации МИДа с ними. «Если Россия — федерация, то ее субъекты должны быть в курсе ее внешней политики» — такова их позиция.

Президент России может согласиться с претензиями по проекту Конституции, Федеративному договору и внешней политике в обмен на поддержку референдума. Весьма сомнительно, что даже самые самостоятельные главы республик смогут противостоять жесткому предложению Ельцина типа «если вы за меня, то...» Но при этом варианте возможно включение в плебисцит местных вопросов типа формулировки прошлогоднего референдума в Татарстане, что весьма нежелательно для Кремля. Но возможно и другое: главы республик обратятся к президенту, главе парламента и председателю Конституционного суда с просьбой вновь созвать согласительную комиссию и пересмотреть решение о референдуме. И тогда у Бориса Ельцина будет возможность красивого ухода от плебисцита — во имя сохранения «общественного спокойствия», идя навстречу «пожеланиям трудящихся» из республик отложить референдум на не очень определенный срок.

«Независимая газета» 9 февраля 1993 года