Минск ратифицировал Договор о СНВ-1
и этим закрепил за Киевом звание «отстающего»
Ожидали, что в белорусском парламенте не только поломают копья вокруг ратификации первого Договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1), но и обставят его частоколом поправок. Не оправдалось: после четырехчасового закрытого заседания депутаты проголосовали за СНВ-1 и заодно за присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия. Еще раз подтвердив свой принципиальный выбор — в качестве неядерной державы.
Решение об этом было принято, если воспользоваться словами Петра Кравченко, министра иностранных дел Беларуси, «добровольно, сознательно и в цивилизованной манере».
Правда, в ходе деловой полемики высказывалась всякие предложения: отложить ратификацию до получения гарантий, что остающиеся ядерные государства выплатят «компенсацию»; потребовать от России оплатить часть расходов по обеспечению жильем и трудоустройству демобилизующихся в этой связи военнослужащих; оговорить полный контроль со стороны Минска над процессом вывода из республики 72 ракет с ядерной боеголовкой и т. д.
В конечном итоге возобладал прагматический подход, который проявился еще в октябре прошлого года в принятой на вооружение оборонительней доктрине: в ней срок исполнения Договора о СНВ 1 был сокращен с предлагавшихся семи лет до двух.
Республика получила 7 миллионов долларов от США и рассчитывает на дополнительную финансовую инъекцию для осуществления перехода к статусу безъядерного государства. В Минске уверены, что это будет подкреплено и гарантиями безопасности. Администрация Клинтона, по заявлению представителя госдепартамента Р. Ваучера, восприняла решение парламента Беларуси по Договору о СНВ-1 и Договору о нераспространении ядерного оружия как «позитивный шаг в развитии сотрудничества между двумя странами».
Вместе с тем представитель госдепа упомянул в этом контексте, что Украина остается последней из бывших советских республик, где отмечены «проволочки в одобрении обоих договоров». «Мы по-прежнему обеспокоены этим», — заявил Р. Баучер.
Вероятность того, что Киев пропустит вопрос о ратификации соглашения о СНВ-1 через депутатские слушания, уменьшилась после того, как Дмитро Павлычко, председатель комитета по иностранным делам украинского парламента, назвал подобные ожидания «нереалистичными». В качестве причины для «проволочек» были названы экономические трудности и спор с Россией вокруг Крыма.
Западные информационные агентства в этом контексте напоминают: Киев считает, что выделенные американцами 175 миллионов долларов — недостаточная сумма в качестве «компенсации» за вывод с украинской территории 176 стратегических ракет.
В какой мере решение парламента Беларуси окажет психологическое воздействие на Украину, судить трудно. Хотя западные комментаторы, видимо, по непонятной инерции именуют Беларусь «консервативной республикой», она входит в международное сообщество более плавно, без осложнений. Сказывается, безусловно, что антиядерные настроения в Беларуси опираются на горькую память о трагедии Чернобыля.
Правда, Чернобыль стал потрясением для всех трех славянских республик, да и степень радиоактивного заражения не прямо пропорциональна прагматизму в государственной политике. Но у каждой республики свои приоритеты и национальные интересы, требующие в любом случае уважительного отношения. Что не отменяет того факта, что Киев в глазах Вашингтона оказался в «отстающих».