December 21, 2022

Правый руль - вне закона


Сергей ТАРАНОВ, «Известия»


Как уже сообщалось в прессе, премьер-министр России Виктор Черномырдин подписал постановление, предписывающее ГАИ «не допускать с 1 июля 1993 года регистрацию автотранспортных средств с правым расположением руля», а с 1 января 1995 года — и вовсе запретить езду на таких автомобилях.

Запрет не распространяется на машины, участвующие в международном движении (турпоездки, перевозка грузов, транзит), а также на те, которые будут ввозиться в Россию на срок меньше шести месяцев. Судьба же уже ввезенных десятков тысяч «Тойот», «Ниссанов», «Мазд», «Хонд» теперь становится весьма проблематичной.

Недовольство правым рулем зрело в недрах МВД давно. Почти два года назад союзная ГАИ уже направляла в правительство проект запретительного решения. Однако принято оно не было.

Загвоздка в том, что проблема правого руля лежит не только в плоскости безопасного движения на дорогах. В постановлении Черномырдина отмечается, что машины с правым расположением руля «не обеспечивают безопасность при обгоне, пользовании внешними световыми приборами, посадке и высадке пассажиров и из-за несоответствия обзорности с места водителя условиям движения». Пусть так. Что подтверждается и соответствующей милицейской статистикой.

Но ни один водитель со стажем более трех месяцев не поверит, что правый руль — опаснее, чем разбитые до неприличия дороги и улицы, полное отсутствие освещения, разметки, неработающие светофоры, пьяные шоферы грузовиков или богатые неумехи, получающие права за взятку.

Хорош или плох правый руль — вопрос неновый, но почему всякий раз наше очередное правительство начинает битву за безопасность движения не со спроса с дорожных служб и властей, за порядок на вверенной им территории, а с ущемления прав автолюбителей.

Запрет «правых» машин в первую очередь аукнется на Дальнем Востоке, Сахалине, Камчатке, где японские автомобили составляют подавляющее большинство. Если тамошние власти выдержат прессинг собственных избирателей и не отменят решение федерального правительства, то с января 1995 года улицы Владивостока, Находки, Южно-Сахалинска, Хабаровска превратятся в мертвое пространство с десятками тысяч озлобленных «пешеходов поневоле».

Между тем предложить что-то взамен «японок» с правыми рулями отечественный авторынок не в состоянии. Привозимые моряками и рыбаками машины идут на Дальнем Востоке в среднем по тысяче долларов, тогда как самые дешевые «Жигули», проигрывая «японкам» в ходовых качествах и уровне комфорта, стоят уже более четырех тысяч, а «девятка» и «девяносто девятая» приближаются аж к семи тысячам! Для десятков тысяч семей запрет на правый руль будет и прощанием с мечтой купить мало-мальски приличный автомобиль.

Не исключено, что японские дилеры автомобилей «сэконд хэнд» станут переоборудовать в машинах правый руль на левый. Но, во-первых, далеко не все модели можно подвергнуть такой операции, во-вторых, стоит она очень недешево, учитывая дороговизну труда и запчастей в Японии.

Постановлением правительства дается распоряжение Комитету РФ по машиностроению в трехмесячный срок разработать и согласовать с МВД требования по переоборудованию автомобилей с правосторонним рулем. Речь, конечно, не идет о технической помощи владельцам машин, а только об утверждении госстандартов, которыми инспектор ГАИ будет оценивать, что ты там сделал правильно, а что — нет.

«Известия» 4 февраля 1993 года