January 6, 2023

Понятные знаки

Шел снег. Машина ехала на небольшой скорости. В свете фар смутно проглядывала дорога. И вдруг в кромешной тьме, как маяк, засветился дорожный знак: полосатое желто-черное основание и синий круг со стрелкой, указывающей направление. Миновав его, мы увидели инсценировку ДТП. Яркие элементы ограждения четко указывали, куда можно, а куда нельзя ехать. Отлично был виден госавтоинспектор. Его портупея, обшлага рукавов и жезл сияли в свете фар. Над его обмундированием поработали специалисты. Приблизившись, мы обнаружили еще одного инспектора, но уже в обычной форме. Он делал те же жесты, но совершенно неразличимые из салона с двух шагов.

Очертания автомобиля еще только угадывались в густых, как чернила, сумерках, а номерной знак машины светился словно маленький прожектор. С сорока метров цифры и буквы свободно читались. И только когда до стоящей машины оставалось 2—3 метра, под сияющим «триэмовским» знаком мы с трудом распознали наш.

Все это нам продемонстрировали на презентации известной американской фирмы «ЗМ» (читается «три эм» — «Миннесота Майнинг энд Мэньюфекчуринг»), производящей дорожные знаки. В Москве в Лужниках устроили специальную трассу, где выставили заморскую продукцию. Мы и до этого слышали о необыкновенных качествах американских знаков, но то, что предстало перед нашим взором, превзошло все ожидания.

Почему же мы не спешим оснастить улицы и магистрали столь необходимыми нам знаками? Ведь даже по официальной статистике (по данным НИЦ БД ГАИ РФ) в первую половину рабочего дня (с 8 до 13 ч) показатель тяжести последствий ДТП имеет наименьшее значение (11,6 погибших на 100 пострадавших); во второй половине он увеличивается (до 16,7), а ночью, с 1 до 5 ч, достигает максимального значения (21,2). Именно в темное время суток чаще происходят наезды на стоящие транспортные средства, пешеходов, велосипедистов. При нашем освещении их просто не видно. А тяжесть последствий аварий из-за отсутствия дорожных знаков или плохой видимости достигает зловещей отметки — 31,3 убитых на 100 пострадавших.

Сказать, что на эту проблему у нас совсем не обращали внимания, значит быть необъективным. Дорожные знаки появились в России еще в начале XX века. И сейчас их выпускают, но с качеством дело обстоит плохо. Знаки почти такие же, как на заре автомобилизации. И неудивительно, ведь Мытищинскому опытно-экспериментальному заводу исполнилось 55 лет. Возраст почтенный.

И вот недавно на этом заводе концерн «Росавтодор» совместно с фирмой «ЗМ» открыл новое высокоавтоматизированное производство дорожных знаков, отвечающее последним достижениям мировой науки и техники. Согласно технологии, указатели и дорожные знаки здесь изготовляют с применением уникальной световозвращающей пленки. Главное достоинство новой мытищинской продукции именно в ней. По своим техническим параметрам она лучшая в мире. Толщина пленки всего несколько микрон. Она состоит из нескольких слоев, которые расположены в определенной последовательности, и у каждого свое назначение. Например, слой микроскопических стеклянных шариков позволяет возвращать свет фар под углом 30» точно на уровень глаз водителя (в отличие от нашей отечественной пленки Ростовского завода, которая рассеивает свет фар). Еще одно отличие импортного товара — более длительный срок службы. Если наши знаки держатся два года, то гарантия новинки — 10 лет (а служит она все 15). Они не требуют специального ухода: поверхность очищается осадками.

Левая половина информационно-указательного знака выполнена на американской пленке, а правая — на отечественной, ростовской. Разница налицо.
Достаточно наклеить полоски световозвращающей пленки шириной 5 см на фургон, и габарит грузовика, и его номерной знак отлично видны в темноте. Одежда дорожного рабочего тоже выполнена по американской технологии; теперь не заметить человека невозможно.

Казалось бы, все прекрасно: изготовитель есть, иностранный партнер тоже (в Москве открыто представительство «ЗМ» Россия»). Только вот замечательных знаков что-то не видно на наших улицах и дорогах. Загвоздка в том, что пленку для знаков надо покупать за валюту, а денег у Мытищинского завода нет. Была надежда на обещанные государственные субсидии, но она не оправдалась. Мытищинское предприятие, преобразованное в акционерное общество «Дорожные знаки», само должно искать пути выхода из тупика, спонсоров и добывать валюту. Поэтому и состоялась презентация продукции. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Может найдутся теперь заинтересованные организации с тугими кошельками для благого дела. Ведь речь идет об отличном товаре и о безопасности россиян.

Ф. ИЛЮХИН, Б. ПРИМОЧКИН
Фото В. Князева

«За рулём» февраль 1993 года