December 4, 2022

Что кроется за отставкой губернатора Красноярского края


Алексей ТАРАСОВ. «Известия»


27 января президент России подписал указ, освобождающий главу администрации Красноярского края Аркадия Вепрева по его просьбе от губернаторства. Обязанности главы администрации края возложены на заместителя главы краевой администрации, начальника главного управления экономики Валерия Зубова.

Аркадий Филимонович Вепрев 30 лет возглавлял совхоз «Назаровский» — лучшее сельскохозяйственное предприятие СССР. С 1990 года работал председателем Комитета Верховного Совета СССР по аграрным вопросам и продовольствию. Год назад указом президента России был назначен главой администрации Красноярского края.

Для жизни края отставка Вепрева означает не просто грядущие кадровые перемены в структурах управления. С его уходом заканчивается период, который я бы назвал романтическим: в губернаторское кресло Аркадий Филимонович попал благодаря традиционным для нас надеждам на благодетеля, который, создав образцовый совхоз, сейчас же блестяще и моментально переустроит край. Красноярье, составляющее десятую часть от территории бывшего СССР, своим внутренним разделением труда — сельскохозяйственный юг, индустриальный центр и сырьевой север — напоминает крупную, внутренне удобно устроенную страну. Выгодное географическое положение, большие природные ресурсы, подземные кладовые, содержащие полностью таблицу Менделеева, общественно-политическая стабильность, неплохие управленческие кадры — все это накануне гайдаровских реформ давало вроде бы неплохие козыри красноярцам. Казалось, край находится на старте в более выгодном положении, чем многие другие регионы России. Однако с началом реформ в крае сложилась довольно тяжелая обстановка. Один пример. Стоимость килограмма сливочного масла в январе 1992 года в краевом центре приблизилась к 200 рублям — другие территории России к этой цене шли четыре месяца. Неделю назад кило масла я купил за 1.100 рублей. Опять край опережает другие регионы. По цифрам же, характеризующим ход реформ, край отнюдь не в лидерах.

Можно спорить о конкретном вкладе главы администрации в сегодняшние острейшие экономические противоречия и диспропорции, можно рассуждать, мог ли спад производства быть еще более сильным — ведь доля ВПК в индустрии края чрезвычайно высока, и так ли это плохо, когда падает производство на военных предприятиях. Однако очевидно: кризис исполнительной власти, начавшийся отнюдь не вчера, реформам не помогает.

О необходимости отставки Аркадия Филимоновича часть депутатов крайсовета серьезно начала говорить еще в июне. Обнаружились слишком большие различия в подходах к решению многих проблем между представительной и исполнительной властями. Деятельность Вепрева встречали в штыки не только в крайсовете. Не приняла его и красноярская элита, номенклатура. В коридорах власти он так и остался чужаком. Требования об отставке выдвигали и конгресс деловых кругов, и политсовет коалиции демократических партий края. Главное из набора обвинений — не определена стратегия в экономической и социальной политике. К началу январской сессии явных союзников у губернатора среди значимых общественных сил практически не осталось.

Выслушав на сессии острейшую критику в свой адрес, Вепрев сказал, что заявление об отставке на имя Ельцина — губернатора назначал президент и лишь ему дано право окончательного решения о целесообразности кадровых перемен — с 25 декабря уже находится в Кремле. А позже из ночного выпуска российских «Вестей» депутаты узнали, что президент подписал заявление об отставке.

Как должностное лицо, назначенное президентом, Аркадии Филимонович вынужден был служить ретранслятором политики федерального правительства. Между тем назрела - и не только в Красноярье — необходимость выработки региональной политики, отстаивания главами администраций интересов своих территорий. Вепрев — это хозяин, мудрый русский крестьянин, способный строить и созидать и мало приспособленный к тому, чтобы клянчить «царские» подарки региону. И на фоне получения другими территориями всевозможных исключительных «позволений» край явно отставал.

Примечательны в этой связи летние события в Красноярске, когда малый краевой Совет впервые вынес на сессию вопрос о недоверии Вепреву. В эти же дни появился ультиматум к федеральным органам власти с рядом экономических требований. В противном случае в Москве грозили собрать новый сибирский съезд депутатов всех уровней для выработки мер по самостоятельному выходу территорий из кризиса.

Сегодня краю нужна легитимная исполнительная власть. Только она сможет бороться за децентрализацию и регионализацию политики. Эти мысли и составляли, по-моему, подоплеку решения сессии крайсовета — провести 11 апреля выборы губернатора. За два месяца до этой даты начнется выдвижение кандидатур.

Выборы, конечно, не гарантируют, что новый губернатор обеспечит стабильность взаимодействия администрации с крайсоветом, откажется от роскоши иметь разбалансированные структуры власти, но появляется надежда на более осознанный выбор, а также на успешное завершение работы над Уставом Красноярья — своеобразной Конституцией края, которая должна расписать сферы деятельности исполнительной и представительной властей.

28 января, во второй день работы сессии, депутаты много говорили о неэтичности указа президента, утвердившего кадровые перемены без какого-либо согласования с крайсоветом. А затем почти единогласно постановили обратиться в Конституционный суд в связи с неконституционностью указа и решений президента, касающихся акционирования энергетического комплекса. Сессией принято решение о преобразовании ПР «Красноярскэнерго» в территориальное акционерное общество открытого типа. Напомню: Красноярский край и Иркутская область не согласились с предложенным руководством России планом преобразования энергетического комплекса и уже несколько месяцев активно борются с Москвой за свои энергосистемы.

«Известия» 29 января 1993 года