Остановлен главный конвейер АЗЛК. Вся надежда на государственные дотации
Игорь АНДРЕЕВ. Юрий ИНЯКИН (фото), «Известия»
29 января остановлен на неопределенное время главным конвейер автозавода, проработавшим с начала года лишь 12 дней. Столь болезненное решение руководство АЗЛК приняло из-за отсутствия запасов основного комплектующего изделия — двигателя, поставляемого Уфимским моторостроительным заводом.
События на АЗЛК, по словам его генерального директора Юрия БОРОДИНА, — эхо бедственного положения, в котором оказался моторостроительный завод в Башкортостане. Один из столпов ВПК, уфимское предприятие, где только пятая часть работников создает двигатели для «гражданских» автомобилей, прекратило их выпускать 26 января. Причина —- нет средств для покупки потребных ресурсов, материалов, комплектующих. И, утверждает Ю. Бородин, разрыв горизонтальных связей с предприятиями-партнерами, едва ли не полное отсутствие государственного регулирования в этом фундаментальной отрасли машиностроения.
Помимо АЗЛК, дефицит двигателей ударил по Ижевскому автозаводу, чей конвейер проработал в январе лишь 8 дней.
Я дозвонился до главного инженера Уфимского моторостроительного В. ЛИСУНОВА. Вместо комментария к случившемуся Валерий Павлович зачитал письмо руководства предприятия премьеру Черномырдину. Вот как выглядят заводские беды, изложенные в этом документе.
Главная проблема, вынудившая уфимцев остановить сборочный конвейер, — острейшая нехватка оборотных средств. На 1 июля минувшего года их недоставало 3,6 миллиарда рублей, а на 1 декабря — почти 6 миллиардов. Дефицит на первый квартал текущего года составит, по прикидкам, уже 14 миллиардов.
Между тем, говорит главный инженер, партнеры, попавшие, вероятно, в столь же сложное положение, не могут расплатиться с нами за уже поставленные двигатели. А те, что изготовляют для моторов комплектующие, требуют предварительной оплаты, на что, как в сказке про белого бычка, в свою очередь нет средств.
По словам В. Лисунова, сегодня АЗЛК и «Ижмаш» задолжали Уфе соответственно по 687 и 428 миллионов за уже отгруженные двигатели. Остановлен сборочный конвейер, простой которого, как значится в письме Черномырдину, обойдется в более чем миллиард ежедневно.
Комментарий экономического обозревателя «Известий» Михаила Бергера
Пояснения руководителя уфимских моторостроителей нс столько проясняют ситуацию, сколько напоминают ультиматум: дайте денег, иначе заводы будут стоять. Но из его же слов ясно, что 14 миллиардов рублей требуется всему объединению, большая часть которого работает на производство военных двигателей. Общие долги двух автомобильных заводов составляют лишь четырнадцатую часть того, чего, по слогам Лисунова, не хватает Уфимскому заводу. Следовательно, остальное надо отнести на издержки военной части производства, которая, надо понимать, страдает из-за упавшей платежеспособности заказчиков.
Дать уфимцам 14 миллиардов (и это только на первый квартал), значит, поддержать производство того, что заказчик не в состоянии купить. Вряд ли на этом пути можно рассчитывать на скорую структурную перестройку экономики. Конечно, ситуация в Уфе требует детального изучения, и им действительно нужна финансовая поддержка государства, но какая и на каких условиях?
По информации нашего корреспондента в Уфе Александра Зиновьева, объединение обратилось к премьеру, чтобы тот поручил Минфину выделить деньги. Получение денег через Минфин означает предоставление кредита под символические проценты. Если бы уфимцы претендовали на коммерческий кредит под рыночные проценты, тогда, может, и сумму они просили бы другую, поскромнее.
Как показывает практика, значительную часть оборотных средств многие предприятия расходуют на увеличение заработной платы. Не имея возможности выбивать из правительства дешевые кредиты, они, вероятно, пересмотрели бы свою политику в области заработной платы, а также и общую свою стратегию на рынке. Но если жизнь не заставляет выходить на рынок кредитов, то все может оставаться по-прежнему, и еще не раз мы вынуждены будем сообщать, что остановилось какое-то из производств, требующих от Минфина денег.