December 4, 2022

Браво, Фигаро!


Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ


Есть древнее китайское проклятие: чтоб тебе жить во времена перемен. А мы-то жаждали перемен. И вот мы оказались в самом их эпицентре. И что же мы видим вокруг? Всеобщее уныние, подчас справедливое, трагедии, самокопание. Уж во всяком случае в искусстве это точно. В сегодняшних спектаклях, фильмах хорошим тоном стали мучительно медленное действие, постные физиономии, искажающий лица грим. Искусство в очередной раз отображает жизнь, черт бы ее побрал! И вдруг спектакль в Ленкоме, в театре Марка Захарова.

Мне всегда казалось, что классика должна ставиться, исполняться так, как она задумывалась авторами, иначе говоря, с достаточной долей академизма. Таким был спектакль Театра сатиры «Женитьба Фигаро» Бомарше, в котором роль Фигаро блестяще играл Андрей Миронов. Премьера Марка Захарова, которую театр посвятил легендарному актеру, оказалась совершенно иной. Это антиакадемизм, бурлеск, цирковые трюки, что хотите. И это прекрасно и убедительно.

Может быть, вы скажете, что это пир во время чумы? Мы привыкли считать, что пир во время чумы — это ужасно. На спектакле Марка Захарова и Юрия Махаева мне показалось, что, может быть, это не так уж и плохо. Может быть, наоборот, это прекрасно — подарить людям в тяжелое, трудное время три часа радости, смеха и изящества?! Вот он, театр, настоящий театр. Без иллюзий и примерок на современное состояние. Боже упаси, я не хочу сказать, что другой театр, трагичный, отражающий современный излом, не нужен. Но вот такой театр — театр фейерверка и радости, мне сегодня мил и драгоценен.

Марк Захаров подарил своим зрителям радость и смех, и это не просто смех. Это смех, который дает ощущение надежды. Это и есть подлинный театр, в котором так замечательно соединяются музыка, актерский рисунок, сценография и, конечно же, блестящая режиссура. Подарить такой спектакль мог только Марк Захаров, человек, поразительно чувствующий время, неунывающий и благородный фантазер. Нам, уставшим от искаженных лиц на экране, от разрушения в жизни и искусстве, он преподнес брызжущий свет, петарды, фейерверки, вывел на сцену целую труппу молодых актеров, поющих, танцующих, в бешеном темпе проживающих безумный день женитьбы Фигаро.

Остроумна сценография (Олег Шейнцис). Прекрасен квартет главных героев — Дмитрий Певцов, Наталья Щукина, Александр Лазарев, а Александра Захарова просто великолепна. Впрочем, хороши все актеры, хотя это, конечно, режиссерский театр. И еще это музыкальный театр. По-моему, единственный, сохранивший свой «живой» оркестр и своих музыкантов. Спектакль так и начинается: выходят музыканты с инструментами в старинных костюмах, дирижер в камзоле, взмахивает палочкой, и… раздастся оглушительный выстрел, фейерверк, и начинается блестящая увертюра «Цирюльника», очень весело аранжированная с использованием ударных инструментов…

Грешен. Я не люблю обработки классики. Но в этом спектакле музыка Моцарта, Россини (а в двух эпизодах обыгрываются еще и хорошо узнаваемые мелодии-символы Чайковского и Прокофьева) в современной обработке и с наложением электронных звучаний меня ничуть не покоробила, музыка не превратилась в дешевый капустник, она стала частью стремительно развивающегося действа. Пружиной, которая раскручивает движение на сцене, эмоции в зрительном зале (музыкальная фантазия Сергея Рудницкого).

Все актеры в спектакле Захарова поют как бы оперными голосами, и это тоже не вызывает протеста. Актеры прекрасно двигаются, работают с поразительной отдачей, и это искупает пока еще не всегда точно выполненные чисто речевые элементы спектакля. Но ведь это был только первый показ на публике. Да и в конце концов не так просто переходить от пения к речи, танцу, хореографии, весьма оригинальной (Алексей Молостов), тоже соединяющей, казалось бы, несоединимые жанры: диско, элементы фоклькло-ра, акробатику, старинный танец. Спектакль пластичен. Кстати, о переходах: они выполнены удивительно чисто и придают спектаклю упругость и динамичность. Спектакль летит как экспресс. Три часа действия пролетают как три минуты.

Браво, Захаров! Браво, брависсимо, Фигаро!

На снимке: Фигаро — Дмитрий Певцов, Сюзанна — Наталья Щукина.
Фото Л. БЕЛЯИЧЕВА.

«Известия» 26 января 1993 года