December 2, 2022

И назвали вездеход «Тайбола»

«Эх, была не была!» — подумал я и лег под машину. «Тайбола» свирепо заурчала и двинулась. Я прикрыл голову руками, закрыл глаза и через мгновение ощутил мягкое давление на спине. Потом поднял голову и увидел улыбающееся лицо Хабарова.

Машина-вездеход в самом деле чудо! Ее авторов Петра Хабарова, Владимира Швецова. Владимира Ильина знают в Архангельске и окрест. Хабаров — высококлассный сварщик. Швецов — кузнец. Говорят, он и блоху подкует. Ну, а об Ильине разговор особый.

Именно он вместе с Валерием Бажуковым стали «крестными отцами» знаменитого ныне на всю страну вездехода «Тайбола». Лет двадцать назад задумали они создать быстрый, удобный вездеход на пневматических шинах. Задумка была не случайной. Много лет северные просторы корежат «гусеничные корабли». У людей, искренне любящих свой край, болит за него душа. А русский мужик на идеи щедр. На машины, изобретенные Ильиным и его земляками, уже положили глаз иностранцы, готовы скупить на корню всю технологию изготовления машин на пневматических шинах. Но они нам самим нужны!

Первая «Тайбола» была проста. Шестиколесный вездеход, о котором можно было только мечтать. Он был на автомобильных камерах низкого давления. В этом и заключалось одно из главных достоинств новой машины. Почти такую же, правда, несколько модернизированную, сотворил и Хабаров. Был случай, вездеход, изобретенный сыном, спас жизнь его отцу. Анатолию Дмитриевичу. Живет он в далекой северной деревне. Когда зарядят дожди, туда не пробраться. И вот, как назло, именно в это время у старика обострилась астма. И тогда, усадив отца в вездеход, погнал свою «Тайболу» в районную больницу, в Соломбалу, его сын Петр.

Анатолий Дмитриевич позже вспоминал:

— А ведь я сперва над Петром смеялся. С такими-то ручищами, с такой силищей он с машинками возится… Несерьезно! А вот вышло: машина эта, вроде бы для забавы сделанная, жизнь мне спасла.

А скольким бывшим своим односельчанам помог и продолжает помогать Петр Анатольевич вместе со своей «Тайболой». Дрова привезет, мешки с картошкой подбросит. У «Тайболы» масса достоинств! На 100 километров вездеходу требуется всего пять литров горючего. Она может везти груз, превышающий 300 килограммов. А движок самый что ни на есть простой — мотоциклетный.

И тем не менее надеяться на то, что «Тайбола» скоро будет запущена в массовое производство, пока не стоит. Ее создателям то хитростью, то мольбой приходится доставать подшипники, трубки, различные комплектующие детали. Не хватает хороших шин. Поэтому зовут ее <крестных отцов» самодельщинами. И единственно, о чем могут они мечтать — о клубе со своей производственной базой. Достаточно один лишь раз побывать на Белом море, чтобы понять, насколько это было бы хорошо! Представьте картину: на рыбалку съезжаются мужчины на собственных вездеходах. В эту пору ими заполонен берег. И каких только чудо-машин здесь нет! Все сотворены умом и руками архангельских самородков.

Николай БУЛАВИНЦЕВ, соб. корр.
Архангельск.

«Российская газета» 23 января 1993 года