Борис Немцов: Я не могу предсказать своё будущее
В новогоднем выпуске «Российской газеты» мы предложили читателям определить человека недели. Благодарим всех, кто позвонил и назвал своего кандидата. Наибольшее число голосов получил Борис Немцов, губернатор Нижегородской области, который и стал первым человеком недели.
Уважаемые читатели! Выбирайте человека недели, задавайте ваш вопрос! Каждую среду и четверг ждем ваших звонков по телефону: 257-28-95.
В интервью нашему корреспонденту Игорю Гульченко Борис Немцов ответил на самые интересные вопросы, заданные читателями.
— Борис Ефимович, вы достаточно молоды. В свое время вы работали научным сотрудником в институте, а сегодня являетесь губернатором Нижегородской области. Кто или что способствовало вашей столь стремительной карьере?
— Думаю, карьере способствует особое нежелание ее строить.
Институт прикладной физики, в котором я работал, выдвинул меня кандидатом в депутаты России. Как депутат я работал в комитете по законодательству, и надо сказать, эта работа многому меня научила.
В день путча, уезжая в отпуск случайно оказался в Москве, и на этом отпуск закончился. Позже Президент назначил меня представителем, а затем главой администрации области. В конце прошлого года депутаты на сессии решили называть главу администрации Нижегородской области губернатором. Это первое легитимное название «губернатор», появившееся в России в последние годы.
Если говорить о том, кто способствовал карьере, — в первую очередь, избиратели. А лично мне большую поддержку оказал Явлинский. С ним мы познакомились летом 1990 года в Архангельском, когда он работал над программой «500 дней». Сначала у нас были чисто деловые отношения, которые затем стали дружескими. Обсуждая проблемы реформ, мы пришли к выводу, что наиболее содержательной является региональная политика, и ее основы как раз были заложены командой Явлинского в период их работы в Нижнем Новгороде в прошлом году.
— Известно, что проводимые в области реформы несколько отличаются от тех, которые проводит центр. В чем состоит их особенность, отличия; каковы приоритеты развития и есть ли уже какие-то положительные результаты?
— Если говорить о законодательном отличии, то никакого отличия от российского, законодательства нет Нашу программу реформ отличают упорядоченность, поэтапность. Мы начали с малой приватизации — магазинов, кафе, ресторанов. Вторым шагом была приватизация грузового транспорта, следующий шаг — приватизация оптовой торговли. Затем будет приватизация строительства, и так далее.
Что касается социальной сферы, то с помощью областного Совета проводится политика «точечной» социальной защиты, основной принцип которой состоит в том, чтобы не регулировать цены, а давать дополнительные денежные выплаты наименее обеспеченным гражданам. Такая политика привела к тому, что в Нижегородской области средние доходы населения выше, чем у наших соседей, примерно на 10 процентов.
Есть еще много идей — привлечение зарубежных и наших инвестиций с помощью создания страхового валютного фонда региона; корректировка доходов и спасение людей от инфляции будет воплощаться в виде займов с наиболее предпочтительными условиями их погашения, и другое.
Но по большому счету еще рано говорить о конкретных результатах реформы, есть вещи, мало от нас зависящие, например рост цен. Вместе с тем проведение эффективной социальной защиты уже дало о себе знать, об этом свидетельствуют опросы общественного мнения. Однако сказать, что у нас уже рай земной, было бы большой натяжкой.
— «Мировой экономический форум» включил вас в число двухсот мировых лидеров будущего. Уверены ли вы в своей карьере, в том, что будете среди людей, определяющих судьбу России в начале следующего века?
— Только абсолютно самоуверенные и недалекие люди в России могут сказать, что будет в 2000 году. В России никто, особенно политики, не может предсказать свое будущее не только на 10., но и на 2—3 года вперед. Поэтому я совершенно не уверен, что буду определять судьбу России в 2000 году.