November 19, 2022

Закон о выезде действует. Но — частично


Игорь АНДРЕЕВ, «Известия»


Как известно, с 1 января 1993 года вступил в полную силу Закон о выезде из СССР и въезде в СССР граждан СССР, который надлежит считать соответствующим законоуложением Российской Федерации. Однако вопреки этому документу и заявлениям ответственных лиц процедура оформления выезда за рубеж пока остается прежней. Во всяком случае, даже владельцам загранпаспортов не обойтись без визитов в органы ВИР.

Как сообщил мне накануне нового года полковник Виктор Мищенко, заместитель начальника управления пограничного контроля штаба пограничных войск РФ, люди в зеленых фуражках будут руководствоваться, решая, выпускать нас за границу или нет, старыми инструкциями, То есть, если гражданин предъявляет красный загранпаспорт, выданный до 1 января 1993 года, в нем должна быть разрешительная запись «Выезд до...» Если же паспорт выправлен после этой даты, увировский штамп не нужен. Такой порядок пропуска через границу сохранится до 1 апреля наступившего года.

Частично эту информацию подтвердил начальник УВИР города Москвы Сергей Алпатов. По его словам, разрешительная запись в паспортах пока сохраняется. Выезд по ней возможен до 1 апреля. Что до паспортов, выдаваемых после 1 января, то нормативных документов, предписывающих, как надо оформлять выезд, в УВИР нет.

В консульской службе МИД России сообщили, что отныне, с 1 января, красные общегражданские загранпаспорта будут выписывать независимо от цели поездки, только органы ВИР. Граждане, получившие такой документ до 1 января наступившего года, должны обзавестись разрешающей выезд записью.

А после 1 апреля недействительны и эти паспорта.

Теперь консульская служба МИД будет заниматься лишь синими служебными и зелеными дипломатическими паспортами. И только в отдельных случаях брать для получения виз зарубежных государств общегражданские красные, оформленные по правилам УВИР. Что до синих и зеленых, то як предстоит менять на документы новых образцов, появившихся примерно 1,5 года назад...

Похоже, отмечу, что полтора года, прошедшие после принятия закона о выезде, не принесли порядка в процедуру покидания страны. И не в том только дело, что она не упрощается, как было обещано. Неясен и зыбок сам порядок, не «состыкованы» между собой различные государственные ведомства, обязанные выдавать паспорта и оформлять выезд. Возможно, к 1 апреля определенности станет больше, но сколько мытарств выпадет на долю людей, решившихся выехать из страны до этой даты!

«Известия» 4 января 1993 года