Ил-96 выходит на авиатрассы
В ОКБ имени Ильюшина 29 декабря состоялось вручение генеральному авиаконструктору Г. Новожилову сертификата летной годности дальнего магистрального широкофюзеляжного лайнера Ил-96-300.
Летный сертификат — государственный документ, свидетельствующий о допуске самолета к регулярной эксплуатации на авиационных трассах с пассажирами. Новая машина перевозит 300 человек в салонах компоновки «экономический класс» или 235 пассажиров при трехклассной компоновке фюзеляжа. Дальность беспосадочного полета — до 9 тысяч километров, скорость 890 километров в час. Установлены четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А с хорошей топливной экономичностью, сопоставимой с показателями зарубежных аналогов.
Выдача сертификата завершила более чем четырехлетнюю серию летных испытаний, начавшуюся в день, когда шеф-пилот фирмы С. Близнюк поднял впервые машину со взлетной полосы Центрального аэродрома на Ленинградском шоссе Москвы. Заслуженный летчик-испытатель рассказал теперь корреспонденту «Известий»:
— Проведено 1200 полетов, которые выполнены на девяти опытных и серийных самолетах с участием экипажей ОКБ, летчиков Воронежского авиазавода и пилотов Аэрофлота, которым теперь предстоит водить Ил-96 по внутренним и международным маршрутам. Участво вали в испытани х двигателе-строители, а также создатели совершенно нового комплекса приборного оборудования. Не скрою, трудностей, неполадок на долю каждой группы специалистов досталось немало, ведь пассажирских крылатых машин с таким «набором» принципиально новых систем и агрегатов отечественная авиапромышленность еще не создавала.
Достаточно напомнить, что в ходе одного из испытательных полетов на максимальную продолжительность Ил-96-300 слетал из Москвы до Петропавловска-Камчатского и обратно без посадки, проведя в воздухе 13 часов — в полтора раза дольше, чем продолжается его рейс из Шереметьева в Сингапур. Кстати, на этой трассе в Юго-Восточную Азию проведена значительная часть так называемых эксплуатационных испытаний, позволяющих оценить самолет с точки зрения его совместимости с аэропортами и другими службами гражданской авиации.
Заодно, доставляя в оба конца попутные грузы, самолет окупал в СКВ все затраты по испытаниям и приносил доход. Уже сегодня пять дальних лайнеров могут быть переданы для постоянной работы в Шереметьево или другое авиатранспортное предприятие.
Полтора года назад автору репортажа представилась возможность вернуться в Москву на борту Ил-96, участвовавшего в качестве экспоната во всемирном авиасалоне Бурже-91 близ Парижа. После посадки, поблагодарив Г. Новожилова за доставленное удовольствие (иначе и не назовешь 3-часовой перелет в просторно 1 комфортабельном салоне), услышал от авиаконструктора запомнившуюся фразу:
— На авиасалон Бурже-93 вся наша делегация прилетит на Ил-96 уже обычным рейсом Аэрофлота.