November 8

«ГАЗ» стал акционерным обществом


Анатолий ЕРШОВ. «Известия»


Крупнейшее производственное объединение «Горьковский автомобильный заводя перестало быть государственным предприятием — оно зарегистрировано как акционерное общество открытого типа „ГАЗ“.

Многотысячный коллектив автозаводцев решил акционироваться по первому варианту льгот, но с учетом масштабов и специфики предприятия. Например, некоторые филиалы «ГАЗа» — а это крупные заводы, выпускающие комплектующие узлы и агрегаты, — оказались с недавних пор как бы «за границей»: на Украине, в Таджикистане и в других государствах. К чести автозаводцев, им удалось все-таки сохранить гигантский автомобилестроительный комп, леке, который складывался и действовал на протяжении шестидесяти лет, — все подразделения акционировались в составе нового акционерного общества. Однако, скажем. Саранский завод автосамосвалов при приватизации избрал второй вариант льгот…

Существует специальный Указ президента России «Об особенностях приватизации производственного объединения «ГАЗ» — документ, согласно которому коллективу старейшего предприятия предоставлено право на некоторые дополнительные льготы. Согласно положению о приватизации коллектив получает в свое распоряжение 25 процентов так называемых привилегированных акций — «неголосующих», еще 10 процентов льготных акций (со скидкой в 30 процентов). А что касается опциона — пяти процентов акций, которые должны достаться руководящему составу, то здесь внесено существенное дополнение. На «ГАЗе» в таких крупных подразделениях, как литейное металлургическое производство, производство грузовых и легковых автомобилей, инструментальное хозяйство и друг/е, заняты многие тысячи работников, это, по сути, «заводы в заводе». Поэтому руководителям этих подразделений также предоставлено право выкупать акции из тех же 5 процентов опциона. Если по первоначальному списку значилось руководителей всего 13 человек, то теперь — 165 руководящих работников общества. Представители администрации могут приобретать акции, конечно, только по их номинальной стой, мости — тысяча рублей за каждую.

Кроме того, Указ президента устанавливает еще одну важную льготу — привилегированные, «неголосующие» акции впоследствии могут быть превращены в обыкновеные, когда количество акций, находящихся в распоряжении государства, составит не более 25 процентов от общего числа акций АО «ГАЗ»…

Акционерное общество «ГАЗ» не обошли, к сожалению, общие наши беды — неплатежи поставщиков, разрыв хозяйственных связей, «картотека»... Но, похоже, автозаводцы мобилизуют все резервы, чтобы выжить, выдержать нелегкие испытания. На предприятии есть несколько новых перспективных разработок, среди которых — выпуск новой «полуторки». Экономичный, мобильный небольшой грузовичок, разработанный специалистами «ГАЗа», очень пригодится фермерам, частным предпринимателям. Он способен развивать скорость до 120 километров в час, причем расход топлива на сто километров — всего 12 литров. Спрос такому автомобилю обеспечен. Недавно на конвейере освоен выпуск новой «Волги» — «ГАЗ-31029». Строится крупнейшее дизельное производство. Коллектив в ближайшее время собственными силами должен отладить сотни новых технологических линий — выпуск первых 10 тысяч дизельных грузовиков предусмотрен уже в будущем году.

Всего на «ГАЗе» будет около двухсот тысяч акционеров. Здесь считают, что контрольный пакет акций должен принадлежать предприятию. Потому на последующих открытых аукционах работники «ГАЗа» намереваются еще приобрести значительную долю ценных бумаг. Кстати, уставный капитал нового акционерного общества «ГАЗ» — 5,8 миллиарда рублей.

НИЖНИЙ НОВГОРОД.

«Известия» 28 декабря 1992 года