Попытка государственного переворота в Кабуле:
Последние события в Кабуле, по мнению обозревателей, имеют явные признаки военного путча или государственного переворота. Какая из этих формулировок наиболее точно отражает суть происходящего, затрудняются ответить корреспонденты информационных агентств, оставшиеся в Кабуле на свой страх и риск.
Масштабы уличных боев в афганской столице приобретают все более угрожающий размах. Город подвергается сильному ракетному обстрелу, бомбардировкам с воздуха. Четыре самолета правительственном авиации совершили налеты на президентский дворец и здание министерства обороны. По логике вещей, они были посланы силами, выступающими против Ахмад Шаха Масуда — нынешнего министра обороны, и лояльными узбекскому генералу Рашиду Дустуму, ставка которого располагается в Мазари-Шарифе, неподалеку от границы с Таджикистаном.
Обращает на себя внимание совпадение - по времени двух акций, предпринятых дустумовцами: наступление на Кабул и высадка вертолетного десанта в Таджикистане на правом берегу Амударьи, где моджахеды помогали таджикским беженцам, спасавшимся от огня кулябских ополченцев, уйти через границу. Как уже сообщалось, таким образом за Амударью, на афганскую территорию, переправлено более 10 тысяч таджиков.
Одновременно в Кабуле велись операции по захвату правительственных зданий и важных стратегических пунктов. По некоторым данным, Дустумовцы, вставшие на сторону «Партии исламского единства Афганистана» (ПИЕА), захватили часть министерства обороны и арестовали самого Масуда. В их руках оказался комплекс афганского радио и телевидения, ряд других государственных учреждений. От ракетных ударов пострадали посольства Германии, Турции и Ирана.
Полевые командиры узбеков на танках и бронетранспортерах патрулируют центральные проспекты и улицы столицы, основные их силы сгруппированы вокруг так называемого «микрорайона», построенного в свое время с советской помощью. В своих обращениях к населению через громкоговорители они призывают «сохранять спокойствие» и утверждают, что «положение нормальное». Боевики ПИЕА взяли в плен около 300 человек из числа высокопоставленных чиновников и военных. Отряды, сохраняющие верность Масуду, продолжают вести бои с применением тяжелого оружия.
Временный президент — Бурхануддин Раббани, являющийся наряду с Масудом лидером «Исламского общества Афганистана», возложил вину за обострение обстановки на ПИЕА, которая, по его мнению, пытается саботировать проведение полномочного собрания народных представителей, назначенного на 15 декабря. Он не согласился на перенос «шуры» на более поздние сроки, как того требует оппозиция. Раббани подтвердил свое намерение собрать общеафганскую ассамблею в ближайшие дни и указал, что организационная комиссия продолжает подготовительною работу. Основном задачей остаются выборы нового президента на 18-месячный срок и формирование переходного правительства.
Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали в своем обращении к афганцам призвал немедленно прекратить боевые действия в Кабуле.