December 1, 2022

«Умрем, но кооператорам не сдадимся»,-

заявили своему судовладельцу 55 российских рыбаков, которые много дней голодают на Фиджи


Геннадий ЧАРОДЕЕВ. «Известия»


Более трех месяцев в порту Сувы (Фиджи) находится под арестом российское рыболовное судно «Академик Книпович», экипаж которого из-за отсутствия денег и провианта, в буквальном смысле слова, ведет нищенский образ жизни. Среди моряков появилась первая жертва — 8 ноября скончался рефмеханик судна Юрий Перфилов. На днях на Фиджи вылетел очередной «спасатель» — эксперт Комитета по международным делам российского парламента В. Казаков…

Напомню, судовладелец «Академика Книповича» — московское производственное объединение «Нептун». Еще 2 мая это рыболовное судно прибыло в южную часть Тихого океана для промысла по местной лицензии. Предварительная обстановка специалистами не изучалась, и в результате оказалось, что в фиджийских водах нет объектов для тралового промысла. Уяснив ситуацию, капитан «Академика Книповича» принял решение покинуть район промысла и войти в территориальные воды Фиджи для закупки топлива и продуктов питания. После обращения команды к местным властям судно было задержано ими в порту Сувы. Из источников Комрыбхоза стало известно: рыбаки отправили в Москву телеграмму, в которой потребовали от судовладельца выплаты зарплаты, причитающейся ей с декабря 1991 года, а также возмещения суммы в размере 10 тысяч долларов США за оплату сборов по проходу Панамского канала. Кроме того, капитан и команда потребовали выплаты премии в размере 20 процентов от промысловой прибыли. Причем, по заявлению капитана, зарплата матроса должна по мировым стандартам составлять никак не менее 600 долларов США в месяц, а не 3 доллара (!!!), как было записано в контракте, заключенном еще в Москве.

В августе островная церковная миссия «Летающий ангел», исходя из гуманных соображений, приняла решение оказать русским срочную помощь. Благотворители обратились к местной общественности с призывом о сборе средств для закупки дизельного топлива и продовольствия. Все это время команда живет на подаяния частных лиц, и даже фиджийские дети, как рассказывают, отдают одичавшим дядям-морякам свои скромные школьные завтраки.

Капитан судна «Академик Книпович» за три месяца направил множество посланий в Москву. В них он требует привлечь к ответственности ПО «Нептун» за то, что этот кооператив бросил на произвол судьбы в иностранном порту своих людей и не возмещает фиджийским властям стоимости бункеровки.

С точки зрения московского судовладельца дело обстоит иначе. Генеральный директор «Нептуна» В. Виноградов считает, что капитан умышленно задержал судно в Суве. Ему была дана команда следовать курсом на Канарские острова для пополнения продуктов питания и топлива в необходимых объемах. В пути следования, заявляют кооператоры, «Академик Книпович» мог ловить рыбу и продавать ее для покрытия производственных расходов. Однако капитан отказался выполнить и это указание, поскольку, заявил он, для промысла рыбы в пути следования тоже нужна лицензия, а денег на ее покупку нет. Тогда кооператоры приказали судну следовать своим ходом во Владивосток. И по пути бункероваться в порту Пусан (Южная Корея), где экипажу должно быть выплачено 70 процентов зарплаты в долларах. Капитан же судна в свою очередь выяснил, что деньги в Пусан так и не переведены и поэтому «Академик Книпович» останется на Фиджи. В ответ судовладелец за неповиновение сместил капитана и приказал ему сдать дела старпому. Капитан ответил категорическим отказом…

Как выясняется, В. Виноградов побывал недавно в Суве, но на судне, видимо, побоялся появиться: кто-то вовремя предупредил, что команда приготовилась захватить его в качестве заложника и запереть в трюм.

На сегодня «Академик Книпович» задолжал 54 тысячи местных долларов фиджийскому правительству и 500 тысяч долларов США — команде. По решению Верховного суда Фиджи, рыбаки к 1 ноября должны были быть выдворены в Россию. Затем в течение месяца предполагалось продать российское судно с молотка. С вырученной суммы были бы погашены все долги, а остальная часть денег возвращена судовладельцу. Но и этого сделать не удалось. «Умрем, но кооператорам не сдадимся», — заявляют голодные рыбаки всем, кто с берега еще интересуется их судьбой.

Из компетентных источников «Известиям» сообщили, что парламентский «спасатель» В. Казаков, прибывший на Фиджи, от имени ПО «Нептун» намерен уговорить рыбаков поднять «белый» флаг, а тело покойного рефмеханика Ю. Перфилова эвакуировать на родину. В противном случае уполномоченный из Москвы будет просить фиджийские власти очистить «мятежное» судно, — если потребуется, то с применением силы, — поставить его как можно дальше на рейд, чтобы никто из россиян не смог доплыть до него.

На чьей же стороне правда? Независимый эксперт в области международного морского права профессор К. Бекяшев считает, что действия капитана, неподчиняющегося ни одному приказу судовладельца, противоречат Кодексу торгового мореплавания СССР (Россия признала для себя этот документ обязательным). Капитан в силу своего служебного положения — представитель ПО «Нептун» и поэтому обязан выполнить все его приказы и распоряжения. Иначе судовладелец вправе заменить капитана независимо от мнения экипажа.

Судовладелец вправе предъявить имущественный иск капитану как единоначальнику на судне за умышленное задержание его в течение нескольких месяцев. Судовладелец вправе предъявить иск и к остальному командному составу судна за плохую подготовку его в рейсе. Устав службы на судах флота рыбной промышленности обязывает капитанов перед выходом судна в рейс изучать обстановку в районе промысла. Этого сделано, как видно, не было.

Разумеется, у команды «Академика Книповича» есть немало справедливых, юридически обоснованных претензий к «Нептуну». Суд рассудит…

Пока же российские рыбаки находятся за тысячи миль от дома, просят милостыню у аборигенов и ждут, что наши правоохранительные органы наконец-то поставят точку в этой непростой истории…

«Известия» 4 декабря 1992 года