October 29

Выступление Б. Н. Ельцина

Уважаемые граждане России!

Народные депутаты!

Председатель Верховного Совета!

С весны 1990 года, когда был избран нынешний депутатский корпус России, прошел немалый срок.

Отдавая нам свои голоса, избиратели рассчитывали, что каждый из нас предстоящие пять лет своей жизни посвятит прежде всего России, благу ее граждан, а не бесплодным разговорам, не мелкому политиканству, не обустройству собственного благополучия. Пришло время для выводов о том, что получилось и что не удалось сделать.

Съезд народных депутатов стоял у истоков подлинного суверенитета нашей страны. Волей большинства из вас была принята Декларация о суверенитете Российской Федерации. С этого момента начался процесс становления ее полноценной государственности. Россия начала обретать характер подлинной федерации.

Именно наш депутатский корпус сумел найти в себе мужество осознать необходимость и принять решение о начале реформ в России.

Оно рождалось в драматической борьбе мнений при резком сопротивлении оппозиции. Но это решение все-таки было принято.

Подчеркну, принято демократическим путем высшим законодательным органом страны. Оно отразило волю большинства населения России, которое в течение нескольких лет требовало глубоких перемен.

Отмечу особо, что за все время работы не было ни одного решения Съезда, которое создало бы угрозу гражданскому миру в стране. Надеюсь, что и впредь депутатский корпус ни в коем случае не переступит эту грань.

В то же время как Президент не совсем удовлетворен деятельностью Съезда.

Слишком часто высший орган государственной власти России позволяет себе отвлекаться на мелкие и незначительные вопросы.

Порой слишком комфортно чувствуют себя в этом зале те, кому демагогия, интриги, дешевые политические эффекты от микрофона, собственная карьера дороже истины, интересов граждан государства.

И еще одно замечание. Никак не удается изжить стремление заменить собой другие институты власти. По-человечески это понятно. Мы только начинаем осваивать принцип разделения властей, овладевать демократической и политической культурой. Но все-таки хотелось бы, чтобы продвижение вперед шло быстрее.

И все-таки преобразования, которые мы начали с вами, заложили фундамент будущего России. Они находятся в самом разгаре. Дом только строится, он еще весь в лесах, вокруг горы мусора, стройматериалов. К отделочным работам практически не приступали.

И было бы большой ошибкой принимать текущие Результаты за окончательные и на этой основе делать далеко идущие выводы.

Вокруг российских преобразований в последнее время развернулась острая и непримиримая борьба.

Бичом экономики России стали колоссальные политические перегрузки. Конфронтация различных политических сил, неумение и нежелание находить компромиссы превращаются в мощный тормоз реформ.

Свидетельство тому — крайне болезненные отношения Верховного Совета и правительства.

Подлинного взаимопонимания и конструктивного сотрудничества у этих органов до сих пор не сложилось. Правда, надо выделить последнее время.

Оборотной стороной этого является хроническое запаздывание законодательного обеспечения преобразований. Российская система законов по-прежнему несовершенна, имеет значительные пустоты. Многие важные сферы жизни до сих пор регулируются безнадежно устаревшими союзными актами.

Сколько можно было бы снять противоречий, скольких ошибок избежать, если бы Верховный Совет отказался от отношения к правительству как к младшему по чину.

Складывается впечатление, что иные депутаты Верховного Совета думают не о стране, не о реформах, не о выполнении решений Съездов народных депутатов, а только о том, чтобы диктовать свою волю.

Считаю, что сегодня России нужны не просто самостоятельные и сильные ветви власти. Для продолжения реформы ей нужны реформатор — Президент, реформаторский — Верховный Совет и реформаторское — правительство. Каждый должен быть максимально активен, но в сфере своей компетенции. Иначе не осуществим преобразования и окажемся политическими банкротами.

Глубина и драматизм противоречий переходного периода требуют от всех нас решительности и мужества, но одновременно максимума ответственности, компетентности и мудрости. Это тем более важно потому, что конфронтация принимает все более угрожающие крайние формы. В последнее время на старой большевистской закваске стали возникать самозваные фронты, подпольные правительства. Дело дошло до формирования военизированных отрядов так называемых гвардий. Смысл происходящего очевиден: еще раз расколоть общество, столкнуть в «последней схватке» исполнительную и законодательную власти, ослабить государство, посеять хаос.

Политические авантюристы рассчитывают, что неуправляемая Россия снова может стать их легкой добычей. Если такое случится, их торжество, конечно, будет недолгим. Но они сделают страну полем боя гражданской войны. Допустить это было просто преступлением. С такими политическими силами никакой компромисс, никакие переговоры, никакое сотрудничество не только невозможны, но и недопустимы.

Вспоминаются пророческие слова А. С. Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный». Приведу и вторую часть цитаты, которую обычно забывают: «Те, которые замышляют у нас всевозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копейка».

Сегодня особенно очевидно, что страну нужно оградить от разнузданной, нагнетаемой антиреформаторскими силами политической истерии. России жизненно необходима передышка хотя бы на год-полтора.

Большую тревогу вызывает развитие межнациональных отношений. Пожары кровопролитных конфликтов в течение нескольких лет пылали у наших границ. Теперь эта беда пришла в наш дом. Это еще одно грозное подтверждение тому, что стране необходим период стабилизации.

Приоритет должна, наконец, получить нормальная созидательная работа.

Думаю, принятие решения о введении такого стабилизационного периода должно стать одним из основных итогов работы VII Съезда.

Основными задачами этого периода являются:

в государственно-правовой сфере:

— Перевод всех ветвей федеральной власти в режим устойчивого функционирования на основе четкого разграничения их компетенции и полномочий, неукоснительно соблюдаемого на практике.

— Приведение системы государственной власти в России в соответствие с Федеративным договором. Должны быть обеспечены реальные гарантии экономической самостоятельности субъектов федерации и укреплены федеральные органы на местах (федеральная вертикаль).

— Создание в рамках Федеративного договора эффективных механизмов разрешения межнациональных конфликтов и противоречий. Ликвидация существующих очагов национальных конфликтов. Принятие военной доктрины и завершение процесса становления Вооруженных Сил России, проведение работ по обеспечению охраны государственной границы страны.

— Принятие новой Конституции России.

В социально-экономической сфере:

— Решительное обуздание инфляции и стабилизация курса рубля по отношению к иностранной валюте.

— Подтягивание доходов населения к уровню цен.

— Замедление и остановка спада промышленного производства в жизненно важных отраслях народного хозяйства, сохранение экономического пространства и технологического комплекса Российской Федерации.

— Создание «режима наибольшего благоприятствования» для развития различных форм собственности, предпринимательской деятельности на основе продуманной налоговой, инвестиционной политики, приватизации значительной части промышленных предприятий, разумных протекционистских мер.

— Реализация базовых принципов аграрной реформы: введение частной собственности на землю, приватизация крупных предприятий агропромышленного комплекса, стимулирование развития перерабатывающей промышленности.

— Осуществление масштабной программы социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

— Обеспечение безопасности граждан, открытие широкого фронта борьбы с уголовной и экономической преступностью. Обуздание коррупции во всех эшелонах власти.

— Сохранение научного и культурного потенциалов России.

Сегодня раздаются призывы к отставке правительства, роспуску Съезда, перетряске Верховного Совета и т. д.

Выскажу свою позицию. Начинать стабилизационный период с разрушения любого из высших институтов власти просто абсурдно. Это еще больше обострит обстановку в стране, вызовет усиление конфронтации.

Сегодня нужно не разрушать, а укреплять наметившийся баланс власти. Нужен мораторий на любые действия, дестабилизирующие институты государства в этот период.

Нужно, наконец, дать возможность обществу успокоиться и оглядеться.

России сейчас, как никогда раньше, необходима широкая гражданская коалиция в поддержку реформ.

Говорить о политической коалиции в полном смысле этого слова сегодня, видимо, преждевременно. У нас нет настоящей многопартийной системы. Существующие партии, движения пока немногочисленны и неопытны. Большинство населения находится пока вне их влияния.

В этих условиях особенно важны любые проявления консолидации вокруг реформ, их всемерное стимулирование и развитие.

Именно поэтому я за то, чтобы динамично и устойчиво росло влияние реформаторов в институтах государственной власти.

Эта тенденция сегодня набирает силу. Растет число регионов, где пройдена стадия конфронтации исполнительных и представительных структур и налаживается конструктивная совместная работа.

Все более четко действует система исполнительной власти. Ее более не раздирают политические противоречия. Это еще раз продемонстрировало последнее совещание глав администраций.

Особенно важен для будущего Российской Федерации устойчивый диалог с республиками России. Он стал сегодня реальностью, и это принципиальная гарантия единства России.

Верю, есть реальная возможность и для полноценного сотрудничества парламента и правительства. Считаю, что вы, народные депутаты России, должны сказать здесь решающее слово.

Я за сотрудничество реформаторов в органах власти с предпринимателями и промышленниками, овладевающими рыночным опытом, с теми, кто становится становым хребтом российского рыночного хозяйства.

Подобный диалог сложился не сразу. Тем более, мы заинтересованы в его всемерном укреплении — и на российском, и на региональном уровнях.

Я за социальную консолидацию вокруг реформ. Уже в течение 11 месяцев, несмотря на то, что преобразования идут крайне болезненно, население России проявляет большую выдержку. Социальная стабильность в стране сейчас выше, конечно, чем в январе, чем в 1990. 1991 годах.

Но надо сказать прямо — для большинства населения реформа пока оборачивается увеличением проблем и трудностей. Поэтому жизненно необходим поворот политики реформ к человеку. Как только люди начнут получать реальную отдачу от новой экономики, социальная база реформ значительно расширится.

У нас слишком много острейших проблем.

Мне как Президенту хорошо известна ситуация в стране. Она определяется прежде всего состоянием экономики.

Наиболее тревожная проблема российской экономики — это инфляция.

Рост цен наносит прямой ущерб благосостоянию народа, усиливает спад производства, губит рубль, тормозит инвестиционную активность.

Но в ходе реформы не удалось обеспечить один из важнейших принципов справедливости и нормальной рыночной экономики: пострадали не столько те, кто хуже работает, но и многие из тех, кто честно трудится и продолжает сохранять верность своей профессии.

На фоне значительного ухудшения условий жизни большинства населения особенно остро ощущается быстрое, во многом неоправданное, социальное расслоение.

Бичом российской экономики по-прежнему остается сверхмонополизм. Все меры по его обузданию оказались неэффективны и недостаточны. Возникают новые монополии.

Крайне медленно идут структурные перемены, в тяжелом состоянии находится экспорт.

Предприниматель в России по-прежнему остается пасынком. Нередко процветают те, для кого не существует норм цивилизованного общества.

Не удалось кардинально изменить ситуацию в агропромышленном комплексе.

Я назвал лишь некоторые проблемы. Их список можно было бы, конечно, продолжить. Но если говорить принципиально — главные упущения и просчеты были в тактике проведения правильной стратегической линии.

Правительство вскрыло нарыв, который давно созрел. Многие проблемы вышли наружу, и российская экономика предстала перед нами такой, какая есть. Картина оказалась неприглядной и многих просто испугала.

Сделано это было не для того, чтобы продемонстрировать всему миру гнилое наследство, которое нам досталось, а чтобы начать, наконец, решать эти проблемы.

Не замечать первые позитивные сдвиги, изображать состояние российской экономики только черной краской было бы необъективно.

За 11 месяцев с огромным трудом, с издержками, но все-таки удалось сдвинуть страну в сторону рынка.

Появились признаки замедления спада производства. По ряду позиций наблюдается увеличение выпуска продукции в физических объемах. Начали восстанавливаться и налаживаться новые связи между предприятиями. Причем на совершенно новой взаимовыгодной основе. Становятся все более заметными сдвиги в области конверсии.

Медленно, но неуклонно развивается инфраструктура рыночной экономики. Все более уверенно действуют предпринимательские структуры.

В частной собственности ныне находится около 24 тысяч предприятий. Создано более 160 тысяч фермерских хозяйств. В период с января по октябрь частная торговля обеспечила порядка 15 процентов розничного товарооборота.

Этот год стал в целом успешным в производстве зерна. Урожай составил 109 млн. тонн. Это больше, чем в прошлом году. И надо сказать, селяне в этом году поработали значительно лучше, чем в прошлые годы. И собрали урожай больше, и потеряли его меньше. 3 млн. тонн зерна собрали фермеры. Выполняются минимальные поставки в госресурсы.

В то же время сохраняется тяжелая ситуация в животноводстве. Есть основания говорить, что время взаимного непонимания между аграрниками и правительством заканчивается, и те, и другие начинают лучше оценивать возможности друг друга и понимать друг друга.

В нынешнем кризисном году, на фоне немалых трудностей, переживаемых самим аграрным сектором, частные крестьянские хозяйства, включая фермерские, развивались как никогда динамично. Сейчас, в этих хозяйствах находится около 25 процентов крупного рогатого скота, еще больше свиней, овец, птиц.

Сейчас уже очевидно, что крупные изменения происходят в поведении товаропроизводителей. В нем стали доминировать рыночные мотивы. Вновь убедился в этом во время встреч с предпринимателями, промышленниками накануне Съезда. В условиях экономической свободы они добиваются ощутимых результатов, несмотря на довольно высокие налоги и ограниченные инвестиции.

С трибуны Съезда не раз раздавалось требование: «Нет денег — дайте свободы». Конечно, мы пошли по этому пути, и сегодня можно говорить об ощутимых хороших результатах во многих регионах России, таких как Москва, Московская область, Ульяновская область. Омская область. Нижний Новгород и многие другие. Дам только одну иллюстрацию.

<>

Уважаемые народные депутаты Российской Федерации!

Опыт первого года практических преобразований настоятельно свидетельствует у реформ два главных приоритета: универсальные ценности цивилизации и максимальный учет российской специфики.

Екатерина Великая говорила: «Россия — не страна, Россия — Вселенная».

Считаю, что давно назрел решительный поворот всей нашей политики, всей нашей деятельности лицом именно к России, к ее традициям. К ее, именно российскому, прошлому, настоящему и будущему.

Основной наш принцип был и остается неизменным: во всех преобразованиях мы опираемся и будем опираться впредь прежде всего на свои внутренние материальные и интеллектуальные ресурсы. При этом оставаясь открытыми мировому опыту, динамично развивая сотрудничество и партнерство с мировым сообществом.

Мы хотим создать и, убежден, обязательно создадим в России современную экономику. Нам удастся сделать это, если сумеем учесть в полной мере не только ее нынешнее состояние, но и долговременные глубинные тенденции развития, действовавшие не только в течение десятилетий, но и столетий.

Коммунистический режим прервал их ход. Нам выпало вдохнуть в них новую жизнь, расчистить засохшие русла, по которым когда-то текли великие реки жизни российской экономики.

Российская экономика будет многоукладной. В ней найдется место и крупному частному предпринимательству, и среднему бизнесу, и мелкому хозяину. Сохранится, конечно, государственный сектор. Мир России, наверное, никогда не отторгнет разнообразия коллективных форм хозяйствования и кооперации.

Право на жизнь имеет любая форма хозяйствования. Но только практика, рынок расставят все по местам, прочертят линию исторической судьбы того или иного уклада.

Особый разговор о перспективе российской промышленности.

У ее истоков стояли выдающиеся наши соотечественники, в ее развитие вложен труд уже нескольких поколений, индустрия — неотъемлемая составная часть российской жизни. Ее судьба складывалась не менее драматично, чем судьба страны, повторяла все ее изломы, взлеты и падения.

Сейчас идет немало разговоров о ее закате, о возможности и даже благотворности деиндустриализации страны. Считаю, что допустить это — значит обречь Россию еще на одну трагедию.

Мы за твердую и последовательную государственную индустриальную политику, которая проведет нас по «золотой тропе» между свободами рынка и регулирующей ролью государства, обеспечив жизнеспособность большинства российских производителей, постепенно доведет их до мирового уровня.

Ее стратегический ориентир — экономика XXI века. В ней должны существовать на принципах взаимодополнения как крупные акционерные компании, обеспечивающие самое эффективное производство, так и множество независимых мелких и средних производителей.

Для реализации этого подхода необходимо предусмотреть в рамках общей концепции приватизации широкое использование специальных форм и методов разгосударствления крупномасштабного производства. Задача ясна — не только сохранить мощный индустриальный потенциал России, но и вдохнуть в промышленность новую жизнь, дать мощный импульс научно-техническому прогрессу.

Сильные научно-производственные объединения, высокоинтегрированные производственно-технические комплексы должны стать центрами экономического развития страны. На их базе будут развиваться десятки и сотни тысяч мелких и средних предприятий.

Да, часть государственных предприятий станут частными. Многим из них потребуется коренная реконструкция. И не только техническая, но и организационная, в том числе и через хирургическую процедуру банкротства. Какие-то заводы или фабрики будут закрыты. Но недопустимо, чтобы эти процессы были отданы воле слепой стихии.

Опыт первых месяцев показал — государственным предприятиям не обойтись без заказов государства на часть продукции. И впредь будем выделять им государственные кредиты, но не вообще на бедность, а только под конкретные инвестиционные проекты.

В период становления рыночной экономики для нас особенно важен разумный протекционизм_ налаживание системы государственной поддержки отечественных предпринимателей внутри страну и за рубежом. Где бы ни разворачивались их операции, государство должно защищать их правовыми, политическими и иными средствами. Особенно сейчас российский бизнес, который только становится на ноги, остро нуждается в таком сильном и надежном покровителе. Иначе ему просто не подняться.

В последние годы мы слишком увлеклись связанными кредитами, которые создают рабочие места у стран-кредиторов, а не у нас, в России.

Отдавая предпочтение прямым иностранным инвестициям, будем ориентировать их в основном на те предприятия, где доминирует отечественный капитал.

Именно так поступали в России до 1917 года. И тогда ни у кого не возникало подозрений, что речь идет о какой-то дискриминации зарубежных партнеров, об искусственно невыгодных условиях их бизнеса в нашей стране.

Россия сможет занять и займет подобающее место в мировом экономическом пространстве, если всегда будет помнить о своем достоинстве, о своих предпринимателях, о своих гражданах — о своих национальных интересах.

Задачи первого этапа реформ потребовали от правительства проведения довольно жесткой налоговой политики. Сейчас появились реальные возможности постепенно смягчать налоговый пресс, проводить более гибкую налоговую политику, использовать ее как инструмент поощрения эффективно работающих предприятий. Если нам удастся переломить тенденцию к спаду производства, как это уже сегодня происходит в ряде гражданских отраслей, то при щадящих налогах в бюджет поступит даже больше средств, чем сейчас.

С 1 января ставка налога на добавленную стоимость снижается до 20 процентов, объявлено об освобождении от налогов инвестируемой прибыли.

Считаю, что надо также более эффективно использовать возможности налога на добавленную стоимость.

Почему бы, например, предприятиям, которые увеличивают объемы продаж продукции в натуральном выражении и не взвинчивают цены, не возвращать часть сумм, уплаченных ими по налогу на добавленную стоимость? 'ЕСТЬ немало других интересных предложений от промышленников, предпринимателей, специалистов, которые, я уверен, помогут усовершенствовать существующую систему налогов.

Россия традиционно имела развитые региональные рынки. Сегодня они возрождаются. И этому процессу не надо мешать. Децентрализация является одним из приоритетов российской экономической политики.

Предстоит уже в 1993 году существенно усилить региональную ориентацию инвестиционной и социальной политики федерального правительства, например, на следующий год уже предусмотрено увеличение региональной доли в бюджете страны с 28 до 40 процентов.

Но это лишь одна сторона. Будем стимулировать образование российских трансрегиональных корпораций — и частных, и государственных, включающих объекты собственности различных республик, краев и областей. Таким способом создадим хозяйственную сеть, которая сделает для единства России больше любой силовой структуры государства.

Когда-то российский аграрный сектор не только обеспечивал внутренние потребности, но и успешно работал на экспорт. Он опирался на крепкую инфраструктуру — земельные банки, торговые сети, страхование и т. д.

Все это было разрушено так называемой «аграрной политикой партии». Мы начали земельную реформу, чтобы вдохнуть жизнь в российскую деревню. И, скажу определенно, без частной собственности на землю, которая находится в руках тех, кто на ней трудится, дело не пойдет. И надеюсь все-таки, что VII Съезд на этот счет примет свое решение.

Надо делать это именно сейчас, чтобы всю зиму и весну не ждать, а начать активную подготовку к весенним работам. Чтобы не только садоводы, но и фермеры, и сельскохозяйственные кооперативы, включая колхозы, провели сев на своей земле своевременно.

А потенциал у реформы огромный. Русский крестьянин жив! И нет силы, которая способна подавить его стремление свободно работать.

В то же время определяют и еще долго будут определять ситуацию в аграрном секторе крупные коллективные хозяйства. Убежден, что земельная реформа — средство их модернизации, а не разрушения.

Коренной Вопрос всех наших реформ — вопрос о собственности. Столетиями она концентрировалась в руках малой части населения. Основная масса россиян была отторгнута от нее. Это находилось в вопиющем противоречии с обостренным чувством справедливости, которое всегда отличало российского человека, гражданина России.

Сейчас нам особенно важно вспомнить, что в начале века большевики сумели собрать и сфокусировать народное недовольство на разрушении всего и вся. Тогда это привело к трагедии! Наша задача направить энергию народа на созидание. И убежден, она выполнима.

Большая часть государственной собственности передается гражданам безвозмездно. У каждого есть право стать собственником.

Впервые государство не отбирает, а передает гражданам в собственность немалую часть национального достояния.

Быть собственниками — это не привилегия работников приватизируемых предприятий. Реальная возможность стать ими есть у всех граждан России.

Нужна только максимально полная информация о приватизируемых предприятиях. И наконец, их акции, в какой бы части страны ни располагались предприятия, должны быть в целом одинаково доступны.

Эти параметры составляют основу приватизационной программы. Теперь дело за ее выполнением, за организацией работы с приватизационными чеками.

В течение следующего года мы считаем возможным продать на чековых аукционах акции 5.000 крупнейших предприятий России. Тем предприятиям, которые пойдут по нелегкому, но перспективному пути приватизации, должны быть предоставлены преимущества в получении льгот и кредитов.

Правительство открыто любым предложениям, рекомендациям, которые помогут лучше организовать работу по приватизации.

В России люди издавна относятся к государству несколько иначе, чем в других странах. Они ждут от него большего, нежели, например, американцы или англичане. Такова одна из особенностей национальной психологии российской жизни.

Убежден, Российское государство еще долгое время должно и, я уверен, будет делать для своих граждан больше, чем принято, допустим, в других странах. Разумные ожидания населения должны учитываться и находить отклик.

Российское государство через свою политику, законы и впредь будет стремиться обеспечивать соблюдение не только основных политических, гражданских, но и основных социальных прав человека — на труд, образование, охрану здоровья, обеспечение в старости и др.

России нужна социально ориентированная экономика. Она обеспечит достаточно высокий уровень социальной защиты тех, кто вправе на нее рассчитывать.

Несколько дней назад правительство утвердило

«Основные принципы и направления социальной политики на конец этого года и на 1993 год».

Главными задачами социальной политики определены:

— предотвращение дальнейшего ухудшения жизни народа;

— эффективная политика занятости и ограничение чрезмерного роста безработицы;

— создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального положения и условий жизни различных слоев и групп населения.

Социально незащищенным категориям граждан государство создаст необходимые условия для нормальной жизни. Конечно, с учетом имеющихся возможностей. Начинается серьезная работа по социальной реабилитации инвалидов и нетрудоспособных. Расширяется система социальных гарантий этим категориям населения в связи с трудностями перехода к рынку.

Впервые мы начинаем целенаправленную работу по созданию условий для развития инициативы и предприимчивости граждан. Конечно, не с помощью команд и угроз, а через выработку и обеспечение эффективных стимулов. Подчеркну, речь идет не о некоторых случайных мерах, а о политике, системе последовательных и продуманных действий. Такого в России еще не было.

Наряду с этим в 1992–1993 годах предполагается реализовать ряд конкретных мер:

— введение единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетной сферы (это повысит примерно в 2 раза заработную плату уже к концу этого года);

— повышение оплаты труда, введение доплаты за квалификацию и выслугу лет государственным служащим;

— определение порядка пересмотра минимальных размеров пенсий с учетом индекса потребительских цен;

— разработка целевой федеральной программы по обеспечению инвалидов транспортными средствами; повышение размеров компенсации расходов на их эксплуатацию, поддержка семьи и детства.

В области занятости населения:

— будет оказываться финансовая поддержка предприятий, сохраняющих или увеличивающих число рабочих мест;

— будут предоставлены субсидии зарегистрированным безработным, желающим начать собственное дело;

— введены компенсационные выплаты работникам, вынужденно занятым неполное рабочее время.

Не могу не сказать о проблеме, которая остро задела интересы большинства граждан России. С момента введения свободных цен фактически обесценились вклады на сберегательных книжках. Это в основной массе — трудовые сбережения, которые накапливались в течение многих лет.

Считаю, что государство в долгу перед своими гражданами. И он должен быть в течение какого-то времени, нескольких лет, может быть, 3—5 лет, возвращен. Правительство совместно с Центральным банком уже разрабатывает соответствующую схему и будет индексировать вклад.

Проводя реформы, мы должны максимально учитывать сложность и запущенность межнациональных проблем в России. Оставшиеся нам в наследство национальные обиды, несправедливость, груз прямых преступлений против целых народов жестоко мстят за себя национальными конфликтами и вспышками насилия. В них главная угроза разрыва единого тела России на куски.

Наш общий священный долг — не допустить этого.

В многовековой истории нашей страны были кровавые потрясения, бунты и революции.

Но все-таки не они определяли лицо России, не в них выражалась душа народа. Высшими ценностями всегда были мир, согласие, добрососедство и добросердечие.

Нам еще предстоит обрести их вновь. И убежден, это произойдет обязательно.

За последние годы в стране изменилась духовная атмосфера. Покончено с идеологическим диктатом.

Реабилитирована культура российского зарубежья. Реабилитированы религии. Возвращаются из идеологической ссылки культуры целых народов. Этот по сути дела переворот во всей духовной жизни, к сожалению, конечно, не обошелся без потерь.

Обнажился реальный уровень бескультурья. Причем не только немалой части людей, но и некоторых творцов.

Стало предельно ясно, что взаимоотношение культуры и рынка — это сложнейшая проблема. Ее не решить через пресловутую коммерциализацию культуры.

Наша реальность — острейший мировоззренческий кризис. Причем не только конкретных людей, но и всего общества.

И тем не менее поиск духовных, нравственных ориентиров идет. Хотя и крайне непросто, болезненно. Уже обозначился перелом в определяющей сфере — в отношении людей к труду. Впервые после многих лет обретает самоценность труд не на мировую революцию, не на государство, не на светлое будущее, а на себя, на благополучие семьи и своих близких.

Убежден, это мощная основа для нравственного возрождения нашего народа. И оно состоится!

Острейший вопрос — взаимоотношение институтов власти со средствами массовой информации. В последнее время было немало эксцессов, вызвавших болезненную реакцию общества. Свобода слова — реальное достижение российской демократии. И никто не испытывает столько нападок, сколько испытывает их пресса. Как Президент, стоял и буду стоять на защите свободы слова, если оно не разжигает национальную рознь и ненависть в нашем обществе. Административными запретами уровень культуры прессы не поднимешь. Нужен целый комплекс правовых регуляторов. И, конечно, надо усилить финансовую поддержку средств массовой информации — от центральных до районных.

Центральная задача периода стабилизации — укрепление безопасности человека, его защита прежде всего от преступных посягательств на права, имущество и жизнь.

Надо честно признать — в борьбе с этим злом общество просто проигрывает. К сожалению, это не только российская проблема.

Рост социальной напряженности, расслоение общества, межнациональные конфликты — все это причины разгула преступности.

Образована Межведомственная комиссия по борьбе с коррупцией.

В поле ее зрения находится более 3000 коррумпированных чиновников, в том числе высокого ранга. Уже начато расследование по имеющимся фактам. Виновные привлекаются к суду.

Во взаимодействии с правоохранительными органами стран СНГ готовятся операции по пресечению деятельности вооруженных преступных группировок и изъятию у них оружия.

Началась серьезная работа по обузданию преступности в регионах и городах России. Значительные материальные и необходимые технические средства для этого выделены в Москве, поставлена задача добиться стабилизации криминогенной обстановки в столице.

К сожалению, правовая основа борьбы с преступностью крайне несовершенна. Но российскому гражданину от этого не легче.

Представляется необходимым в срочном порядке разработать и принять законы о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, об оружии, о государственной границе, о правовой защите работников правоохранительных органов, об обеспечении безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству, и ряд других.

Дела в России в обозримой перспективе будут в значительной степени зависеть от положения дел в ближнем зарубежье. Здесь сконцентрированы коренные политические, оборонные, экономические и гуманитарные интересы России.

Надо признать, что СНГ до сих пор не смогло достойно воспринять огромное наследство хозяйственных, политических связей бывшего Союза. Многие вопросы правопреемственности, цивилизованного раздела общей собственности, общих хозяйственных инфраструктур, армейского имущества и самой армии оказались решенными даже менее чем наполовину.

Но как бы трудно ни складывались взаимоотношения между нами, в последнее время стало особенно ощутимо то, насколько тесно связаны наши страны и народы. Понимание этого все более определяет отношения в рамках СНГ.

Уважаемые народные депутаты!

Думаю, никого не надо убеждать в том, что нерешенность государственно-правовых вопросов — один из главных факторов дестабилизации общества.

Общим требованием всех россиян является утверждение в России новой крепкой государственности.

По этому вопросу должна быть внесена полная ясность. Решение этой задачи не имеет ничего общего с откатом назад от демократии, с восстановлением командно-бюрократических методов и институтов.

Мы связываем будущее России только с демократической государственностью.

Однако процесс ее формирования только начинается.

Корень многих проблем в том, что и в Конституции, и в законах до сих пор сохраняются нормативные положения, противоречащие принципу разделения властей. До сих пор не найден баланс институтов высшей государственной власти, избранных всем народом, — Съезда народных депутатов и Верховного Совета, с одной стороны, и Президента — с другой.

Именно по вопросу соотношения функций Президента, законодательных органов и правительства в последние месяцы разразилась буря страстей.

И этому есть немалые, действительно тревожные основания. Значительное число законов не работает, не дает ожидаемого эффекта. Исполнительная власть не обладает необходимыми полномочиями и самостоятельностью и поэтому не может нести полную ответственность за состояние оперативных управленческих дел.

И в центре, и на местах возникают параллельные управленческие структуры. Дело стоит на месте, и никто ни за что не отвечает.

Окончательный выход из этого кризиса может быть обеспечен принятием новой Конституции.

Работа над ней завершается. Сейчас после тщательной проработки на Конституционной комиссии она направлена в Верховный Совет, а затем будет представлена Съезду. Предлагаю народным депутатам России принять постановление о проведении всероссийского референдума по окончательному принятию новой Конституции Российской Федерации.

В то же время уже сейчас, на этом Съезде, могут и должны быть приняты срочные меры по решению наиболее острых, кричащих вопросов государственной жизни. Без этого выполнение задач стабилизации будет просто невозможным. Что я имею в виду.

Первое. На период стабилизации Съезд народных депутатов России должен сосредоточиться в своей законодательной деятельности исключительно на внесении изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

Принятие иных законодательных актов необходимо целиком возложить на Верховный Совет России, работающий на профессиональной основе.

Только Съезд народных депутатов и Конституционный суд могут отменять, приостанавливать действие или вступление в силу окончательно принятых Верховным Советом решений.

Второе. Вся исполнительно-распорядительная деятельность на федеральном уровне, в том числе и функции по управлению федеральной собственностью должны быть возложены на правительство. Правительство подотчетно Президенту и Съезду.

Верховный Совет может оспаривать решения правительства как в Конституционном суде, так и у Президента. Президент рассматривает такие обращения в трехдневный срок.

Третье. Президент принимает и несет ответственность за важнейшие решения в сфере экономики в пределах компетенции исполнительной власти.

Четвертое. Президент отказывается от продления дополнительных полномочий в сфере законодательного регулирования экономической реформы. Если будут приняты предшествующие пункты.

Законодательные инициативы Президента по вопросам экономической реформы Верховный Совет рассматривает в приоритетном порядке в течение 10 дней.

Проекты на рассмотрение вносятся в том самом виде, в каком они были представлены Президентом.

Пятое. На период стабилизации необходимо сохранить предусмотренный Конституцией порядок формирования правительства, согласно которому Председатель Правительства по представлению Президента утверждается Съездом, а члены правительства по представлению премьер-министра — Президентом.

До принятия новой Конституции необходимо отложить утверждение Закона о правительстве.

И наконец еще один вопрос.

После апреля 1992 года все более острой проблемой становится эффективное функционирование власти в условиях действия Федеративного договора. Считаю, что Съезд должен принять решение о приоритете Совета Национальностей при рассмотрении законодательных вопросов о федеративном устройстве России. Назрел вопрос об учреждении специального федерального органа — Государственного комитета по делам федерации и территорий.

Что касается глав исполнительной власти в краях, областях и округах — думаю, Съезд мог бы продлить на стабилизационный период практику назначения их Президентом.

Наша задача — создать качественно иное по своей природе государство, в основе которого лежит договорный принцип.

Прежде всего это предполагает наделение субъектов Федерации правом и возможностями самим решать свои внутренние проблемы. Необходимо передать им значительную часть властных полномочий бывших центральных органов, а также расширить экономическую самостоятельность.

Особый вопрос для России — самоуправление. Этот феномен оказался надолго забыт, после того как ростки местного самоуправления, в дореволюционной России — земства, были безжалостно истреблены.

Убежден, настало время его возрождения.

Реформы, которые мы проводим сегодня, — это дорога в завтрашний день России. Каким он будет? Вот вопрос, на который все мы ищем ответ.

Мы хотим гордиться не тем, что по ракетам «мы впереди планеты всей», а созданной и обустроенной мирным трудом богатой, спокойной, динамичной и безопасной жизнью. Это и есть моя мечта о будущей России.

Ее путь в будущее — это путь свободы, неуклонного движения к демократическому, саморегулирующемуся обществу, высшей ценностью которого является человек, его права и достоинство.

Движение России по пути мировой цивилизации должно опираться на российскую историю, на истинно российские ценности. Те ценности, которые признаны и уважаемы мировым сообществом.

Мы мучительно избавляемся от штампов и комплексов, всяческих «измов», въевшихся в нас за годы господства мифов и идолов.

Длительное время человек являлся винтиком в государственном механизме. К сожалению, такое восприятие глубоко укоренилось в государственных структурах и, честно признаться, в каждом из нас.

Но убежден, эта традиция обязательно уйдет из российской жизни. Не человек для государства, а государство для человека — вот исходный принцип взаимоотношений гражданина и государства в возрожденной России, взаимоотношений, которые будут строиться на основе закона и только закона.

Приверженность свободе определила важнейший наш выбор — свободная многоукладная эффективная рыночная экономика, в которой сосуществуют крупные корпорации, средняя и мелкая собственность и исключается монополизм. Только на этой основе может быть обеспечено благосостояние гражданина и процветание страны.

Наш идеал Государственного устройства: единая Россия, самоуправляемые территории, свободные республики и регионы, сильная федерация. И ни при каких условиях — экономическая раздробленность и региональный сепаратизм.

Мы — за межнациональное согласие, за свободное развитие всех наций. Каждый народ располагает неотъемлемым правом на возрождение и полнокровное развитие своей культуры, национальных традиций и ценностей.

Мы — за прочный социальный и гражданский мир на основе взаимопонимания, учета и согласования интересов, созидательного сотрудничества различных социальных групп.

Трагедия России XX столетия во многом заключается в том, что ей, несмотря на многие попытки, не удавалось довести до конца ни одну реформу. И не столько из-за сопротивления реакции, сколько из-за слабости реформаторских сил, их разрушительной борьбы между собой. Главная причина в том, что в обществе не хватало элементарного терпения добиться результатов.

Расплатой за это были — либо трагедия революции, либо трагедия реакции. Давайте не забывать об этом.

Сегодня все большее число россиян не в пример иным политикам преодолевает растерянность и начинает заниматься делом, проявляя недюжинные способности. Они работают на себя и на будущую Россию.

Всей силой государства надо поддержать их, помочь определиться гражданам России.

Пусть же российскому народу, всем нам не изменит вера в свои силы.

Пусть не пропадет наша уверенность в успехе реформ.

Пусть у политиков хватит благоразумия и здравого смысла проникнуться ответственностью и преодолеть инерцию борьбы.

Тогда реформы состоятся, и мы с честью выполним свой долг по отношению к ныне живущим и будущим поколениям российского народа!

«Российская газета» 2 декабря 1992 года