October 28

России нужны реформатор президент, реформаторский верховный совет и реформаторское правительство


Выступление В. Ельцина


Решение о начале реформ в России, подчеркнул в начале своего выступления президент, рождалось в драматической борьбе мнений при резком сопротивлении оппозиции. Но оно было принято демократическим путем высшим законодательным органом страны. Оно отразило волю большинства населения России, которое в течение нескольких лет требовало глубоких перемен.

Президент отметил, что за все время работы не было ни одного решения съезда, которое создало бы угрозу гражданскому миру в стране, и выразил надежду, что и впредь депутатский корпус ни в коем случае не переступит эту грань.

В то же время президент не удовлетворен деятельностью съезда. Слишком часто высший орган государственной власти России позволяет себе отвлекаться на мелкие и незначительные вопросы. Порой слишком комфортно чувствуют себя с этом зале те, кому демагогия, интриги, дешевые политические эффекты от микрофона, собственная карьера дороже истины, интересов граждан государства. Никак не удается изжить стремление заменить собой другие институты власти. Печально, что нередко это делается от имени народа.

Конфронтация различных политических сил, неумение и нежелание находить компромиссы превращается в мощный тормоз реформ. Свидетельство тому — крайне болезненные отношения Верховного Совета и правительства. Подлинного взаимопонимания и конструктивного сотрудничества у этих органов до сих пор не сложилось.

Оборотной стороной этого является хроническое запаздывание законодательного обеспечения преобразований. Российская система законов по-прежнему несовершенна, имеет значительные пустоты. Многие важные сферы жизни до сих пор регулируются безнадежно устаревшими союзными актами.

Сколько можно было бы снять противоречий, скольких ошибок избежать, если бы Верховный Совет отказался от отношения к правительству, как к младшему по чину.

Сегодня России нужны не просто самостоятельные и сильные ветви власти, считает Б. Ельцин. Для продолжения реформы ей нужны реформатор-президент, реформаторский Верховный Совет и реформаторское правительство. Каждый должен быть максимально активен, но в сфере своей компетенции. Иначе не осуществим преобразования и окажемся политическими банкротами.

Глубина и драматизм противоречий переходного периода требуют от всех нас решительности и мужества, но одновременно максимум ответственности, компетентности и мудрости. Это тем более важно потому, что конфронтация принимает все более угрожающие крайние формы. В последнее время на старой большевистской закваске стали возникать самозваные фронты, подпольные правительства. Дело дошло до формирования военизированных отрядов так называемых гвардий. Смысл происходящего очевиден: еще раз расколоть общество, столкнуть в «последней схватке» исполнительную и законодательную власти, ослабить государство, посеять хаос.

Политические авантюристы рассчитывают, что неуправляемая Россия снова может стать их легкой добычей. Если такое случится, их торжество, конечно, будет недолгим. Но они сделают страну полем боя гражданской войны. Допустить это было бы преступлением. С такими политическими силами никакой компромисс, никакие геосговоры, никакое сотрудничество не только невозможно, но и недопустимо.

Сегодня особенно очевидно, что страну нужно оградить от разнузданной, нагнетаемой анти-реформаторскими силами политической истерии. России жизненно необходима передышка хотя бы на год-полтора.

Большую тревогу президента вызывает развитие межнациональных отношений. Пожары кровопролитных конфликтов в течение нескольких лет пылали у наших границ. Теперь эта беда пришла в наш дом. Это еще одно грозное подтверждение тому, что стране необходим период стабилизации.

Принятие решения о введении такого стабилизационного периода, подчеркнул президент, должно стать основным итогом работы VII съезда.

Основными его задачами являются:

В государственно-правовой сфере:

— Перевод всех ветвей федеральной власти в режим устойчивого функционирования на основе четкого разграничения их компетенции и полномочий, неукоснительно соблюдаемого на практике.

— Приведение системы государственной власти в России в соответствие с Федеративным договором.

— Создание в рамках Федеративного договора эффективных механизмов разрешения межнациональных конфликтов и противоречий. Ликвидация существующих очагов национальных конфликтов.

— Принятие новой Конституции России.

В социально-экономической сфере:

— Решительное обуздание инфляции и стабилизация курса рубля по отношению к иностранной валюте.

— Подтягивание доходов населения к уровню цен.

— Замедление и остановка спада промышленного производства в жизненно важных отраслях народного хозяйства.

— Создание «режима наибольшего благоприятствования» — для развития различных форм собственности, предпринимательской деятельности, приватизации значительной части промышленных предприятий.

— Реализация базовых принципов аграрной реформы: введение частной ф собственности на землю, приватизация крупных предприятий агропромышленного комплекса.

— Осуществление масштабной программы социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

— Обеспечение безопасности граждан, открытие широкого фронта борьбы с уголовной и экономической преступностью. Обуздание коррупции во всех эшелонах власти.

Сегодня, отметил Б. Ельцин, раздаются призывы к отставке правительства, роспуску съезда, перетряске Верховного Совета и т. д. Начинать стабилизационный период с разрушения любого из высших институтов власти — просто абсурдно. Нужен мораторий на любые действия, дестабилизирующие институты государства в этот период.

Главные просчеты в тактике, а не в стратегии

Для большинства населения реформа пока оборачивается увеличением проблем и трудностей, признал Б. Ельцин. Поэтому жизненно необходим поворот политики реформ к человеку. Как только люди начнут получать реальную отдачу от новой экономики, социальная база реформ значительно расширится.

На фоне значительного ухудшения условий жизни большинства населения особенно остро ощущается быстрое, во многом неоправданное, социальное расслоение.

Бичом российской экономики по-прежнему остается сверхмонополизм. Все меры по его обузданию оказались неэффективны и недостаточны. Возникают новые негосударственные монополии. Не удалось кардинально изменить ситуацию в агропромышленном комплексе.

Список проблем, отметил Б. Ельцин, можно было бы продолжить. Но если говорить принципиально — главные упущения и просчеты были в тактике проведения правильной стратегической линии.

В то же время было бы необъективно не замечать первые позитивные сдвиги, изображать состояние российской экономики только черной краской.

За 11 месяцев с огромным трудом, с издержками, но все-таки удалось сдвинуть страну в сторону рынка. Появились признаки замедления спада производства. По большому ряду позиций наблюдается увеличение выпуска I продукции в физических объемах. Начали восстанавливаться и налаживаться новые связи между предприятиями.

В ’частной собственности ныне находятся около 24 тысяч предприятий. Создано более 160 тысяч фермерских хозяйств. В период с января по октябрь частная торговля обеспечила уже порядка 15 процентов розничного товарооборота.

1992 год стал в целом успешным в производстве зерна. Урожай составил 109 млн. тонн. Из них 3 млн. тонн собраны фермерами.

В нынешнем кризисном году, на фоне немалых трудностей, переживаемых самим аграрным сектором, частные крестьянские хозяйства, включая фермерские, развивались как никогда динамично. Вот уж где не было никакого спада!

Российская экономика будет многоукладной

Опыт первого года практических преобразований, сказал далее Б. Ельцин, настоятельно свидетельствует — у реформ два главных приоритета: универсальные ценности цивилизации и максимальный учет российской специфики. Давно назрел решительный поворот всей нашей политики, всей нашей деятельности лицом к России. К ее, именно российскому прошлому, настоящему и будущему.

Российская экономика будет многоукладной. В ней найдется место и крупному частному предпринимательству, и среднему бизнесу, и мелкому хозяину. Сохранится и государственный сектор. Мир России, наверное, никогда не отторгнет разнообразия коллективных форм хозяйствования и кооперации. Право на жизнь имеет любая форма хозяйствования. Но только практика, рынок расставят все по местам, прочертят линию исторической судьбы того или иного уклада.

Особый разговор о перспективе российской промышленности. Мы за твердую и последовательную государственную индустриальную политику, которая проведет нас по «золотой тропе» между свободами рынка и регулирующей ролью государства, обеспечит жизнеспособность большинства российских производителей, постепенно доведет их до мирового уровня.

Сильные научно-производственные объединения, высокоинтегрированные производственно-технологические комплексы должны стать центрами экономического развития страны. Да, сказал президент, часть государственных предприятий станут частными. Многим из них потребуется коренная реконструкция. И не только техническая, но и организационная, в том числе и через хирургическую процедуру банкротства. Какие-то заводы или фабрики будут «закрыты. Но недопустимо, чтобы эти процессы были отданы воле слепой стихии.

Б период становления рыночной экономики для нас особенно важен разумный протекционизм, налаживание системы государственной поддержки отечественных предпринимателей внутри страны и за рубежом.

Б. Ельцин заверил съезд что, отдавая предпочтение прямым иностранным инвестициям, правительство будет ориентировать их в основном на те предприятия, где доминирует отечественный капитал.

Задачи первого этапа реформ потребовали от правительства проведения довольно жесткой налоговой политики. Сейчас появились реальные возможности постепенно смягчать налоговый пресс, проводить более гибкую налоговую политику. С 1 января ставка налога на добавленную стоимость снижается до 20%, объявлено об освобождении от налогов инвестируемой прибыли.

Коренной вопрос реформы — собственность

Когда-то российский аграрный сектор опирался на крепкую инфраструктуру — земельные банки, торговые сети, страхование и т. д. Все это было разрушено так называемой «аграрной политикой партии». По поводу земли президент высказался определенно: без частной собственности на землю, которая находится в руках тех, кто на ней трудится, дело не пойдет. «Надеюсь, что VII съезд войдет в историю прежде всего кардинальным решением этого вопроса».

Столетиями собственность концентрировалась в руках малой части населения. Основная масса россиян была отторгнута от нее. Сейчас большая часть государственной собственности передается гражданам безвозмездно. У каждого есть право стать собственником. Впервые государство не отбирает, а передает гражданам в собственность немалую часть национального достояния.

В течение 1993 года правительство считает возможным продать на чековых аукционах акции 5000 крупнейших предприятий России. Тем предприятиям, которые пойдут по нелегкому, но перспективному пути приватизации, должны быть предоставлены преимущества в получении льгот и кредитов.

Социальная защита

Российское государство через свою политику, законы и впредь будет стремиться обеспечивать соблюдение не только основных политических, гражданских, но и основных социальных прав человека — на труд, образование, охрану здоровья, обеспечение в старости и др.

России нужна социально-ориентированная экономика. Несколько дней назад правительство утвердило «Основные принципы и направления социальной политики на конец 1992—1993 годы». Главными задачами социальной политики определены:

— предотвращение дальнейшего ухудшения жизни народа:

— эффективная политика занятости и ограничение чрезмерного роста безработицы:

— создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального положения и условий жизни различных слоев и групп населения.

Б. Ельцин высказался о проблеме, которая остро задела интересы большинства граждан России. С момента введения свободных цен фактически обесценились вклады на сберегательных книжках. Это в основной массе — трудовые сбережения, которые накапливались в течение многих лет. Президент считает, что государство в долгу перед своими гражданами. И он будет возвращен. Правительство совместно с Центральным банком уже разрабатывает соответствующую схему и будет индексировать вклад.

Безопасность человека

Проводя реформы, мы должны максимально учитывать сложность и запущенность межнациональных проблем в России, сказал Б. Ельцин. Оставшиеся нам в наследство национальные обиды, несправедливость, груз прямых преступлений против целых народов жестоко мстят за себя национальными конфликтами и вспышками насилия. В них гласная угроза разрыва единого тела России на куски. Наш общий священный долг — не допустить этого.

Центральная задача периода стабилизации — укрепление безопасности человека, его защита прежде всего от преступных посягательств на права, имущество и жизнь. Рост социальной напряженности, расслоение общества, межнациональные конфликты — все это причины разгула преступности.

Образована межведомственная комиссия по борьбе с коррупцией, в поле её зрения находится более 3000 коррумпированных чиновников, в т. ч. высокого ранга. Уже начато расследование по имеющимся фактам. Виновные будут привлечены к суду.

К сожалению, правовая основа борьбы с преступностью крайне несовершенна. Представляется необходимым в срочном порядке разработать и принять законы о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, об оружии, о государственной границе, о правовой защите работников правоохранительных органов, об обеспечении безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству, и ряд других.

О взаимодействии властей

По вопросу соотношения функций президента, законодательных органов и правительства в последние месяцы разразилась буря страстей. Этому есть немалые, действительно тревожные основания. Значительное число законов не работает, не дает ожидаемого эффекта. Исполнительная власть не обладает необходимыми полномочиями и самостоятельностью и поэтому не может нести полную ответственность за состояние оперативных управленческих дел.

Окончательный выход из этого кризиса может быть обеспечен принятием новой Конституции. Работа над ней завершается. Сейчас после тщательной проработки на Конституционной комиссии она направлена в Верховный Совет, а затем будет представлена съезду.

В то же время, заявил президент, уже сейчас, на этом съезде могут и должны быть приняты срочные меры по решению наиболее острых, кричащих вопросов государственной жизни. Б. Ельцин предложил съезду на период стабилизации сосредоточиться в своей законодательной деятельности исключительно на внесении изменений и дополнений в Конституцию. Только съезд народных депутатов и Конституционный суд могут отменять, приостанавливать действие или вступление в силу окончательно принятых Верховным Советом решений.

Президент принимает и несет ответственность за важнейшие решения в сфере экономики в пределах компетенции исполнительной власти. Он отказывается от продления дополнительных полномочий в сфере законодательного регулирования экономической реформы.

На период стабилизации необходимо сохранить предусмотренный Конституцией порядок формирования правительства, согласно которому премьер-министр по представлению президента утверждается съездом, а члены правительства по представлению премьер-министра — президентом. До принятия новой Конституции Б. Ельцин предложил отложить утверждение Закона о правительстве.

Президент Б. Ельцин высказал надежду, что у политиков хватит благоразумия и здравого смысла проникнуться ответственностью и преодолеть инерцию борьбы.

«Известия» 1 декабря 1992 года