October 16, 2022

Россия наконец получит 600 миллионов долларов от Всемирного банка


Александр ШАЛЬНЕВ, «Известия»


Еще в начале августа Всемирный банк согласился выделить России свой первый кредит в 600 миллионов долларов, но только в понедельник, три с лишним месяца спустя, наконец подписано соглашение, которое дает нам возможность реально получать эти деньги.

Первые переводы из Вашингтона, где размещена штаб-квартира банка, начнут поступать ближе к концу ноября, когда будет выполнена серия технических формальностей, не очень существенных, но требующих, однако, времени.

Напомню, что 600 миллионов долларов предполагается распределить следующим образом: 250 миллионов пойдут на наш валютный рынок, дабы чуть полнее насытить его; 100 миллионов — на нужды российской медицины; 150 миллионов — сельскому хозяйству; по 50 миллионов — транспорту и угольной промышленности.

Деньги, которые дает банк, не будут тратиться как попало. По моим данным, уже составлены своего рода «черные списки», то есть списки товаров, под ввоз которых в Россию из-за рубежа импортерам не будет даваться доступа к банковским кредитам. Среди этих товаров — алкогольные напитки, табак, табачные изделия и оборудование для переработки табака, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, ювелирные изделия из золота, серебра и платины, ядерные реакторы и радиоактивные материалы.

Кроме того, как сообщили осведомленные источники, в «черные списки», по всей видимости, будут занесены видеомагнитофоны, машины и прочие предметы бытовой роскоши.

Заем Всемирного банка целенаправлен: предоставляемый сроком на 15 лет под 7,6 процента годовых с отсрочкой первого платежа на 5 лет, заем официально именуется реабилитационным. Его назначение, сказал вице-президент ВБ Талвиц, который подписывал соглашение вместе с российским послом в США Владимиром Лукиным, — «содействовать реформаторским усилиям правительства России».

Если с банком свои проблемы, связанные с получением займов мы наконец уладили, то с Международным валютным фондом, от которого мы ждем обещанной инъекции в 3 с лишним миллиарда долларов, дело почти совсем застопорилось. Одна из причин — неясность с политической ситуацией в России. Другая ключевая причина — наша очевидная неспособность выполнить те условия, на которые мы изначально согласились, — сбить до 9 процентов ежемесячные темпы инфляции и снизить до 5 процентов ВНП бюджетный дефицит. Как говорят источники в фонде, «дальнейшая помощь —- сверх того миллиарда, что России уже был выделен, — поступит скорее позже, чем раньше».

ВАШИНГТОН.

«Известия» 17 ноября 1992 года