October 16, 2022

Гражданский иск: г-н Жириновский против г-ты «Известия»


Юрий СОКОЛОВ, «Известия»


Владимир Вольфович Жириновский подал на газету «Известия» в народный суд Фрунзенского района Москвы гражданский иск о возмещении морального ущерба, нанесенного газетой, который был им оценен в 200 тысяч рублей. Деньги нельзя сказать, чтобы очень большие, но учитывая, что всего подобных исков им было подано около 120, то ход мыслей истца представляется безусловно правильным и безупречным как с правовой точки зрения, так и с экономической.

Суть иска состояла в том, что в статье «Орден Владимира Вольфовича 3-й степени («Известия» № 228 за 1991 год) была процитирована газета «Российские вести» № 18, которая, в свою очередь, процитировала литовскую газету «Республика», где уже цитировался сам Владимир Вольфович времен предвыборной президентской кампании.

Он же в своем иске утверждает, что такого не говорил.

То есть он, конечно, не молчал, кандидаты в президенты не должны молчать, это могут не так истолковать, но именно того, что процитировано, — не говорил.

И хотя по закону о печати газета не несет ответственности за перепечатку информации из других изданий со ссылкой на них, мы не сочли возможным устраняться, тем более от суда, упрочение авторитета которого неизменно поддерживаем и одобряем.

Редакции удалось заполучить диктофонную запись, где приятный темпераментный голос истца таки говорит то, что им отрицается. Не все, что процитировано, примерно половину. К сожалению, всего получить не удалось. Как объяснили журналисты «Республики» — пленку стерли. А может, и сперли.

Какая все же безответственность — стирать уникальные записи, которые грядущим поколениям интересно было бы натурально послушать, а не интересоваться через третьи уши по принципу «скажи-ка, дядя». Мало ли что склеротик-дядя упомнил, а что забыл!..

Поэтому, хоть в цитатах и просматривается стиль истца (язык Жириновского, как и Достоевского, всегда узнаваем), суд ограничился теми фактами, которые диктофонно представлены.

Надо отдать должное адвокату истца Сергею Беляку, который на всех трех судебных заседаниях по данному делу стоял на защите своего доверителя от посягательств на его честь и достоинство. Это было высокопрофессионально, без малейших эмоций и выпадов в адрес ответчиков. Таких же высоких юридических рамок держался и Макс Хазин — представляющий интересы «Известий». В кулуарах суда обе стороны, абсолютно не касаясь Жириновского, обсуждали творчество Достоевского и Салтыкова-Щедрина, а также проблемы домашнего собаководства. Все было изящно, как во Дворце правосудия у Жоржа Сименона. Кроме, естественно, интерьеров.

В ходе судебного разбирательства поднимался любопытный вопрос о методике исчисления размеров морального ущерба, выраженного в рублях.

Как оказалось, наш истец сам определяет этот размер, соответственно тому моральному расстройству чувств, которое претерпел от ответчика. В данном деле — от «Известий».

И что очень приятно было услышать — в случае удовлетворения судом иска, все деньги Владимир Вольфович отдает на нужды своей партии и газет: «Либерал», «Сокол Жириновского» и «Голос Жириновского».

10 ноября народный судья Марина Голованова, заслушав и обсудив дело и прения сторон, отказала в иске к «Известиям».

Но нам кажется, что в подобных ситуациях не надо опускать руки. Ведь если дать этим журналистам столько поводов для причинения морального ущерба и заслать соответствующее количество исков, выраженное в рублях, то даже 5—10 процентов выигранных дел могут дать миллион без этой новорожденной лотереи и кирпичных заводов «Унитрон».

«Известия» 12 ноября 1992 года