По кому звонил колокольчик на Октябрьской площади?
Прошедшие выходные, похоже, не сплотили оппозицию
Коммунистический митинг, проведенный движением «Трудовая Россия» 24 октября на Октябрьской площади, отличался скверной акустикой и сравнительно небольшим числом участников. По оценке правоохранительных органов, в нем приняли участие 5—7 тысяч человек, что, однако, не помешало организаторам митинга заявить, что на него пришли 150 тысяч их сторонников, и объявить его «Всероссийским Вече». Поэтому к трибуне был срочно доставлен вечевой колокольчик, который позванивал в такт наиболее ударным лозунгам и призывам.
А их было немало. Прокурор Виктор Илюхин сообщил, что расследование «дела Горбачева» подходит к концу и теперь он берется за «дело Ельцина». При этом Илюхин напомнил о праве на свержение тирана, закрепленном во Всеобщей декларации прав человека.
Виктор Анпилов призвал к борьбе, а также к единению армии и народа. Посланец из Бразилии, представлявший одновременно рабочий класс этой страны и «Революционное движение 8 октября», долго ругал проституированную буржуазную демократию, а затем также призвал «народ Ленина и Сталина» к борьбе и победе. Гостья из Японии, напротив, была довольно лаконична и сказала, что ей «очень нравится Советский Союз».
«А как насчет Курильских островов?» — раздались крики из толпы. На что японка ответила: «Большое спасибо», — и спустилась с трибуны.
Вече закончилось принятием резолюции, в которой коммунисты в «разнаипоследнейший раз» потребовали от «оккупационного правительства Ельцина — Гайдара» уйти в отставку, пригрозив, что «иначе будет плохо».
Впрочем, угрозы, намеки на оружие и армию производили скорее комическое впечатление и казались столь же нелепыми, как и сотни тяжелых грузовиков и тысячи омоновцев, перекрывшие подступы к Кремлю, очевидно, в ожидании «победоносного штурма анпиловцев».
Как известно, «Трудовая Россия» сейчас переживает период разброда и шатаний. В отличие от большинства других руководителей движения, коммунистический вождь Виктор Анпилов отказался сотрудничать с патриотами во Фронте национального спасения и предпочел провести 25 октября учредительный съезд «Трудовой России», на котором все несогласные с ним были удалены из руководства.
Успех Анпилову на съезде принесли голоса делегатов из российской глубинки, которым очень нравится решительный лидер трудороссов, постоянно призывающий к штурму и борьбе.
Победа коммунистов-ортодоксов над коммунистами-патриотами имеет немалое значение. Главным её результатом является то, что теперь Фронт национального спасения не имеет в Москве какой-либо массовки. Конечно, логика «антиельцинской борьбы» толкает оппозицию к объединению, и 1 декабря, в день открытия съезда, обновленная «Трудовая Россия» намерена провести второй этап Вече в поддержку депутатов-оппозиционеров. Но тем не менее вполне можно заключить, что прошедшие 24 и 25 октября мероприятия не столько сплотили лагерь оппозиции, сколько внесли в него новый, дополнительный раскол.