October 9, 2022

Вооруженные силы Белого дома пока оказывают незначительное сопротивление властям, но при необходимости могут блокировать важнейшие объекты Москвы


Сергей МОСТОВЩИКОВ, «Известия»


Вечером 20 октября трое сотрудников Управления охраны высших органов государственной власти и управления Российской Федерации (о существовании этой загадочной и полулегальной организации «Известия» сообщили в № 227) задержали прохожего в Бауманском районе Москвы. Обыскав и избив его, управленцы напали на сотрудника милиции, пытавшегося защитить гражданина. Стрельнув для начала из табельного пистолета Макарова в воздух, милиционер убил одного, тяжело ранил второго и задержал третьего работника парламентской безопасности.

Со слов начальника Московского уголовного розыска Юрия Федосеева, рисуется следующая картина происшедшего. 20 октября около 7 часов вечера в Большом Черкасском переулке появились три сотрудника Управления охраны высших органов госвласти РФ, только что закончившие проводить свой досуг в местной столовой. Они были одеты в цивильное, не имели при себе оружия по случаю отсутствия на тот момент каких-либо служебных обязанностей.

Тем не менее три парламентских охранника решили взяться за общественный порядок, задержав человека, который, как потом было заявлено, предлагал им купить наркотики.

При полном отсутствии понятых, находясь в нетрезвом состоянии, три гражданина в штатском обыскали задержанного, вывернули ему карманы и, видимо, для закрепления эффекта побили его. В ходе проведения этих мероприятий довольно быстро выяснилось, что никаких наркотиков у прохожего нет, а на месте инцидента оказался возвращавшийся на службу старшина милиции в форме и надетой поверх нее куртке. Пои попытке разобраться он сначала получил от «коллег» телесные повреждения различных степеней тяжести, а затем, проделав весь предупредительный ритуал, высадил в них почти всю обойму из своего служебного пистолета.

Следствие по делу об оказании сопротивления милиции ведет прокуратура Бауманского района, результаты, вероятно, будут в свое время известны. Однако уже сейчас нет никаких сомнений в том, что так называемое Управление охраны высших органов госвласти РФ, состоящее из пяти тысяч вооруженных людей, подчиняющихся Руслану Хасбулатову, позволяет себе проделывать немыслимые вещи.

Судя по имеющимся на сегодняшний день данным, означенное управление было создано Русланом Хасбулатовым без ведома Верховного Совета РФ в октябре 1991 года на базе небольшого отдела милиции по охране Дома Советов. Командует управлением генерал-майор Иван Бойко, бывший полковник, отвечавший до победоносного августа за пропускной режим в Белом доме.

Единственным документом, символизирующим законность создания в стране крупного вооруженного формирования при руководстве парламента, является так называемое «Положение об Управлении охраны объектов высших органов госвласти и управления РФ», подписанное 10 ноября 1991 года первым заместителем Хасбулатова Филатовым. Содержание этого документа до сих пор неизвестно практически никому из депутатов Верховного Совета. На Положении, кроме того, стоит гриф «Не подлежит опубликованию».

В соответствии с несколькими страничками машинописного текста управление — абсолютно самостоятельное и практически бесконтрольное вооруженное формирование, вычлененное непонятно каким образом из состава МВД России и имеющее свой отдел кадров, наградной отдел, систему подготовки личного состава. Формально управление существует благодаря хозрасчету и самоокупаемости. Однако на деле можно предположить, что Президиум Верховного Совета выделяет деньги на содержание своих «вооруженных сил» прямо из госбюджета. Впрочем, проверить это крайне трудно, поскольку финансовые документы управления, как и любая другая отчетность, доступны только все тому же Президиуму.

Начальник управления генерал Бойко не подчиняется ни министру внутренних дел, ни министру безопасности, ни президенту. Командовать им может только спикер парламента Руслан Хасбулатов, а в крайнем случае — его ближайшие замы.

Тем не менее упомянутое Положение дает генералу и его людям весьма широкие полномочия, льготы и права.

Начнем со льгот. Сотрудникам управления каждый месяц их нелегкой службы засчитывается за полтора. Жилье, медобслуживание, пионерлагеря, санатории и так далее-наравне со специалистами аппарата Президиума Верховного Совета. Положение, кроме того, дает сотрудникам управления право на ношение милицейской формы, несмотря на то, что к МВД России они сегодня не имеют никакого отношения, а, следовательно, не могут подпадать под действие Закона «О милиции».

Мало того. Спикерская рать имеет право на ношение огнестрельного оружия — пистолетов Макарова и автоматов Калашникова, — крупная партия которого была предоставлена управлению Министерством внутренних дел. Порядок применения этого оружия в Положении никак не определяется. Самое же удивительное, что несколько листков писчей бумаги разрешают управлению В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ВЫДАВАТЬ ЭТО ОРУЖИЕ НАРОДНЫМ ДЕПУТАТАМ, СОТРУДНИКАМ АППАРАТА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА И ДРУГИМ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ. Исключительность случая, судя по всему, определяется лично Русланом Хасбулатовым или небольшим кругом приближенных к нему лиц.

К примеру, как уже сообщалось, родственник спикера бизнесмен Хусин Арсанахаев, задержанный 9 октября милицией за угрозу убийством таксисту, имеет оружие и разрешение на его ношение. Данные же о том, каким общим количеством стволов располагает управление и сколько пистолетов им уже было выдано на руки, не разглашаются. К ним, скажем, не имеет доступа даже председатель подкомитета Комитета Верховного Совета России по вопросам обороны и безопасности Игорь Никулин, сообщивший «Известиям», что ему в управлении этих цифр не открыли. Несмотря на то, что еще полгода назад, после настоятельных обращений комитета к руководству парламента с требованиями привести деятельность управления в соответствие с российскими законами, Никулина назначили руководителем группы по подготовке Закона «Об охране высших органов госвласти и управления РФ».

Закона этого пока еще нет. Но зато есть уже пять тысяч вооруженных человек в милицейской форме, от сферы занятости которых волосы на голове встают дыбом. Не подчиняясь ни МВД, ни МБР, ни президенту, не соответствуя никаким законам, эти люди охраняют не только Белый дом, спикера, его заместителей и их квартиры, но, по некоторым данным, еще около 75 наиболее важных объектов в Москве, две трети из которых абсолютно никакого отношения к парламенту не имеют.

Вооруженные люди спикера стоят в дверях Всероссийской телерадиовещательной компании, телекомпании «Останкино», Совета Министров, Министерства иностранных дел, Верховного Суда РФ, Прокуратуры РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Министерства юстиции, Госкомстата, Центрального банка России, Центрального госархива, учреждений Госбанка РФ, ИТАР-ТАСС, комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве РФ и так далее.

По словам Игоря Никулина, ситуацию ни в коем случае нельзя оставлять в таком виде. Либо управление должно войти в состав МВД, либо — в МБР, либо стать частью Главного управления охраны РФ при президенте на правах некоторой автономии.

Руководство управления, однако, категорически против всех предложенных вариантов и, судя по всему, не намерено расставаться со своей автономией. К тому же, как можно судить по высказываниям Руслана Хасбулатова на сессии парламента 21 октября, он тоже не видит ничего незаконного в том, что под его началом находится крупное вооруженное формирование, сфера деятельности которого выходит далеко за пределы компетенции всего Верховного Совета вместе взятого.

«Известия» 22 октября 1992 года