October 10

Тайного подразделения по охране парламента не существует

А всем известная «девятка» в отставку не ушла…


Расследование «РГ»


Редкое издание на прошлой неделе оставило без внимания инцидент с родственником председателя парламента. Информация была широко растиражирована.

Однако оставим эту историю в стороне, предоставив следователям из прокуратуры России расставить в ней все точки над «¡». Коснемся других фактов, которые проскользнули как бы невзначай, попутно. В частности, утверждения о существовании в столице крупного вооруженного формирования с неясными полномочиями. Мол, несколько тысяч хорошо вооруженных людей выполняют только личные команды Руслана Хасбулатова, не подчиняясь ни МВД, ни МБР. И даже Президенту!

Хотя авторам запущенной информации достаточно было позвонить, чтобы выяснить — после известных августовских событий прошлого года раз и навсегда решили разделить власти: законодательную, исполнительную, судебную. Каждая из них имеет право на собственную охрану. В соответствии со статьей 12 Закона «О безопасности» распоряжением Председателя Верховного Совета Российской Федерации на базе упраздненной службы безопасности и охраны правительственных объектов РСФСР создается Управление охраны объектов высших органов государственной власти и управления Российской Федерации. И сделано это с письменного официального согласия МВД, администрации Президента России.

Да, управление самостоятельно решает все вопросы безопасности высших должностных лиц Верховного Совета и охраны его объектов. Да, его сотрудники зачислены в аппарат Верховного Совета, но с оставлением их в кадрах МВД России, поскольку управление является одной из структурных единиц этого ведомства. И действует оно в соответствии с законами Российской Федерации «О милиции» и «О безопасности». Скажем еще и то, что управление, меняя свои названия и иногда функции и выполняя при этом охрану правительства и Верховного Совета, существует ни много ни мало более трех десятков лет, а именно с 1955 года.

Кому на руку была эта информация о существовании якобы незаконного формирования с неясными полномочиями?

Нападок на Верховный Совет в последнее время более чем достаточно, тем более после принятия решения о созыве VII Съезда народных депутатов. Мол, ратуете за законность, а у самих что под носом творится, не замечаете? Однако есть и другие причины, о которых авторы информации почему-то предпочли не говорить. О том, к примеру, что существует Главное управление охраны Российской Федерации. Те же «Известия» удовлетворенно сообщают, что его начальник Михаил Барсуков выполняет только распоряжения Бориса Ельцина. Но забывают при этом напомнить, что Главное управление сформировано на базе бывшего элитарного подразделения КГБ, а именно его девятого управления, занимавшегося в свое время охраной Президента СССР и членов политбюро ЦК КПСС. В одном из своих интервью газете «Куранты» нынешний первый заместитель начальника Главного управления охраны Б. Ратников говорил, что «…Главное управление охраны, так называемая „девятка“, считалось элитным подразделением бывшего КГБ СССР, и на него работали все службы. Достаточно было одного звонка, и все бросались исполнять их желания».

Похоже, бывшая «девятка», взяв под охрану Президента России, желает расширить сферу своей деятельности. И это ей вполне удается в последнее время. В феврале нынешнего года милицейские подразделения, осуществлявшие охрану Старой площади, заменили людьми бывшего девятого подразделения. Впрочем, это можно оправдать: в здания на Старой площади, занимавшиеся ранее ЦК КПСС, переехали Президент России, его администрация, правительство страны. Глава государства вправе был заручиться своей охраной.

Но как понимать такой шаг, как взятие «девяткой» под свою опеку Конституционного суда? Если исходить из статьи 86 Закона о Конституционном суде, то его охрана обеспечивается силами органов внутренних дел. Однако некоторые добиваются письменного распоряжения Президента России и, заручившись согласием председателя Конституционного суда В. Зорькина, с 17 сентября нынешнего года меняют милицейскую охрану на подразделения все той же бывшей «девятки» КГБ, которая, как известно, не подчиняется никому, кроме Президента. Неужели такой факт не тревожит Конституционный суд? Ведь именно он должен в первую голову стоять на страже законов России.

Можно привести другие примеры, говорящие о том, что фактически идет возрождение бывшего элитного девятого управления КГБ, поменявшего вывеску на Главное управление охраны Российской Федерации, существующего за счет государственного бюджета, но не подчиненного ни МВД, ни МБ России. Не возвратимся ли мы к тем временам, когда достаточно будет одного звонка и все будут исполнять любые желания?
Естественно, наличие других независимых структур охраны высших органов власти не дает покоя бывшим комитетчикам девятого управления. Хотя нелишне напомнить, что именно люди из Управления охраны объектов высших органов власти и управления Российской Федерации, против которого и развернулась сейчас кампания, в августе прошлого года готовы были идти на смерть, защищая Президента, парламент России, только-только народившуюся демократию, тогда как в эти тяжелые часы и дни сотрудники элитарного подразделения КГБ СССР оставались по месту прописки…

Умения разрабатывать операции нашему приснопамятному КГБ не занимать. И сейчас действуя по пословице «лишь бы прокукарекать, а там хоть не рассветай», запустили еще один шар в сторону парламента. Он пришелся кстати, поскольку последние пожелания о переносе сроков созыва Съезда народных депутатов в Верховном Совете вряд ли будут встречены здесь на «ура». А значит, все вместе дает возможность обрушиться на парламент, на всю законодательную власть с новой силой.

Ждать осталось немного…

Александр ЛИНЬКОВ, парламентский обозреватель «РГ».

«Российская газета» 20 октября 1992 года