October 4

В Бишкеке удалось избежать серьезных разногласий

9 октября в Бишкеке прошла встреча глав государств и правительств СНГ


Наши корреспонденты Владимир АРДАЕВ, Василий КОНОНЕНКО и Александр РЯБУШКИН передают из Бишкека.


Перед каждой очередной встречей Совета глав государств СНГ встает классический вопрос: быть или нс быть Содружеству? 9 октября в день открытия очередного заседания глав государств СНГ в Бишкеке этот вопрос теряет свою актуальность.

Всем ясно, что Содружество должно перейти в новое качественное состояние. Лишь на мгновение представив, что нет этого последнего механизма, сдерживающего столкновения народов по причинам споров о границах, имуществе, — появляется озноб. Международные организации для урегулирования подобных проблем не подходят — они складывались для западного и третьего мира, но нс для бывшего Союза. При всем влиянии ООН народы Карабаха или Абхазии больше смотрят на близких соседей. Нам нужны свои средства урегулирования споров, и мы должны их выработать сами.

Об этом главным образом говорил и президент России Борис Ельцин по прибытии в аэропорт Бишкек 8 октября. Первым делом он уточнил место трехсторонней встречи по урегулированию грузино-абхазского конфликта: она состоится 13 октября на военном корабле у причала города Сухуми. «Это будут трудные переговоры, — сказал Б. Ельцин. — Взаимные претензии грузинской и абхазской сторон резко обострились, но я надеюсь на согласие. Иначе — тупик, крупномасштабная война», — подчеркнул президент РФ.

Совместное заседание глав государств и глав правительств СНГ открылось в 10 часов по местному времени в Доме правительства Кыргызстана. Накануне всю неделю в Бишкеке работали консультативные группы и аппарат рабочей группы СНГ. Они подготовили двадцать вопросов для обсуждения главами государств и двадцать четыре вопроса для глаз правительств (как всегда, с запасом). Но уже в первые часы работы заседания стало ясно, что многие вопросы отпадают по причине несовпадения позиций сторон или под предлогом необходимости сконцентрироваться на более важных проблемах, в частности, перенесено обсуждение Устава Содружества на конец заседания с тем, чтобы предварительно были обсуждены вопросы экономического и политического блока, а также исключен вопрос о правах человека.

Условно повестку дня разделить можно на три части: организационные вопросы, в числе которых обсуждение проекта Устава Содружества, координация экономической деятельности. Второй блок — обсуждение ситуаций в горячих точках (на первом месте стоят Таджикистан и Абхазия) в соответствии с подписанным в Ташкенте договором о коллективной безопасности. Третий блок — валютные, имущественные и прочие отношения государств в Содружестве.

Нет сомнения, что главной темой для разговора в Бишкеке станут две ключевые проблемы: о рублевой зоне и коллективной безопасности. Они неизбежно возвратят участников заседания к ключевому для Содружества вопросу: какой может быть его модель? Близкой к военно-политическому союзу, идею которого поддерживают Россия, Казахстан, Узбекистан. Кыргызстан, Армения, или экономического содружества, которое может включать более широкий круг государств — членов Содружества? До сих пор СНГ служило инструментом цивилизованного развода. Но после того, как активы, пассивы, имущество бывшего Союза ССР в основном поделили, встала проблема: как жить, хозяйствовать дальше — по единым или индивидуальным правилам? Конечно же, нужен Устав Содружества. Н. Назарбаев направил проект соглашения о единой рублевой зоне. После доработки экспертами он включает и вопросы денежно-кредитной, валютной политики государств, желающих сохранить рубль в качестве платежного средства. Вот некоторые положения этого документа:

— отменить всякие ограничения на обращение рубля;
— все суррогаты (купоны, расчетные билеты) подлежат изъятию не позднее января 1993 года;
— если одно из государств примет решение о введении национальной валюты, то эта процедура осуществляется в соответствии с межгосударственным соглашением о защите интересов других государств рублевой зоны. Нарушитель этого правила должен возместить ущерб другим сторонам.
— на территории рублевой зоны применяется единый курс рубля до 1 января 1993 года. Для всех остальных государств действуют международные правила.

Под проектом этого документа заготовлены места для подписей одиннадцати глав государств, но ясно, что не все согласятся эти подписи поставить. Украина, как известно, на днях объявила единственным платежным средством купоны, в Азербайджане уже есть своя валюта.

Б. Ельцин призвал журналистов не драматизировать ситуацию в случае, если какие-то государства не присоединятся к этому соглашению. Но тогда неизбежно разделение на тесных и нетесных союзников. Об этом, в частности, сказал президент Кыргызстана А. Акаев. По его словам, если не пройдет идея общего тесного союза, Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан подпишут соглашение о своеобразном «тройственном союзе».

Президент России сказал, что он готов подписать соглашение о рублевой зоне в предложенном варианте. Но вот мнение некоторых членов российской делегации: России лучше иметь свой рубль: данный проект — дело будущего; этот проект жизненный в случае создания межгосударственного банка, о чем и идет сейчас разговор на заседании.

Не менее сложно решить военные вопросы: о главном командовании стратегических сил СНГ (предлагается избрание главкома на пять лет), соглашение о коллективной безопасности. Как сообщил накануне встречи корреспонденту «Известий» министр обороны России П. Грачев, это соглашение парафировали руководители военных ведомств шести государств. На вопрос, как относятся к этому документу остальные члены Содружества, он сказал, что со временем к нему смогут присоединиться и другие.

Здесь приходится усомниться в прогнозе министра. Как заявил в беседе с корреспондентом «Известий» начальник государственно-правового управления при президенте РФ А. Котенков, участвовавший в подготовке документов к заседанию, Содружество, похоже, переходит в новую фазу своего существования. Вырисовываются три уровня отношений внутри СНГ. Во-первых, не ратифицировавшие соглашение о вхождении в Содружество Молдова и Азербайджан могут считаться вне этого образования. Во-вторых, вырисовывается ядро Содружества из пяти государств, подписавших в мае этого года в Ташкенте Договор о коллективной безопасности. В-третьих, отношение независимых государств к проблеме ядерного оружия станет лакмусовой бумагой, по которой можно будет определять примерный круг членов «крепкого» Содружества. Консультации накануне встречи показали, что с Беларусью проблем здесь нет — она признала, что все ядерные силы, находящиеся на ее территории, являются российскими. Есть полное понимание данного подхода и с Казахстаном. Что касается Украины, то Л. Кравчук по прибытии в Бишкек сказал, что его устраивает нынешний статус ядерных сил на Украине. Но военнослужащие из частей, обслуживающих ядерные силы, принимают украинскую присягу и несут всю ответственность по украинским законам. Тем временем не производится обязательная проверка состояния пусковых ракетных установок, поскольку нужные специалисты есть только в России. Если случится «нештатная ситуация» или что-нибудь посложнее — кто будет нести ответственность за последствия ядерной катастрофы? Россия предлагает снять с боевого дежурства ядерные ракеты, складировать на территории Украины их боевые части до решения вопроса об их вывозе в Россию для уничтожения. Мы предлагаем, сказал начальник ГПУ, компенсацию стоимости головных частей ядерных ракет. Этот вариант, в случае его принятия украинской стороной, был бы наиболее приемлемым и эффективным для обеспечения ядерной безопасности Содружества и мира.

Таким образом, вторая половина заседания глав государств СНГ должна стать своеобразным Рубиконом. Перейдут ли они его, станет известно поздно вечером на пресс-конференции.

Как сообщил на брифинге для журналистов пресс-секретарь рабочей группы СНГ Евгений Горелик, в течение двух часов продолжалось совместное заседание глав государств и глав правительств СНГ, согласовавших повестку дня встречи. Решено исключить из обсуждения вопрос о Таджикистане — по просьбе руководства этой республики и по рекомендации ряда других государств.

Обсужден вопрос о сближении хозяйственного законодательства государств — участников Содружества, внесенный Россией. Принятый совещанием документ будет ратифицирован межпарламентской ассамблеей.

Вторым обсуждался пункт повестки дня о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, рассмотрение проекта Устава Содружества решено перенести в конец заседания.

По всей видимости, в последний раз прозвучало название так и не родившегося Консультативно — координационного экономического совета СНГ. Вместо него решено создать Экономическую рабочую комиссию при Совете глав государств и глав правительств. Наиболее решительно против создания какого-либо контролирующего межгосударственного органа выступила Украина. Но в конце концов предложение об Экономической рабочей комиссии устроило и Л. Кравчука. Решен также в принципе вопрос о создании Межгосударственного банка, контролирующего эмиссию, кредитную политику и иные сферы обращения денег. Таким образом, участники отдали большее предпочтение предложению России, принципиально отличному от казахстанского проекта. Если предложение команды Н. Назарбаева сводилось к созданию цельной единой денежной системы и согласованной денежно-кредитной и валютной политики государств, вошедших в рублевую1 зону, то Россия настаивала на поэтапном решении задачи, где первым этапом была бы организация Межгосударственного банка. Какие конкретно государства создадут его и тем самым подтвердят свою приверженность единому рублю, станет известно чуть позже, после подписания документа.

В начале заседания участники почтили вставанием память Вилли Брандта.

Обсужден также пункт, касающийся создания межгосударственной телерадиокомпании, принято решение по ее «идеологии». Если какое-либо государство откажется от участия в ее создании, то оно не войдет и в единое информационное пространство. Проблему финансирования компании предполагается решить путем придания ей статуса акционерного общества.

9 октября к 15 часам местного времени все вопросы повестки дня были обсуждены. Сколько-нибудь серьезных разногласий между участниками встречи не возникло. Под занавес все-таки была заслушана информация по Таджикистану. Участники встречи однозначно поддержали инициативу Кыргызстана по стабилизации обстановки в соседней республике. Однако от введения в район конфликта миротворческих сил решено пока воздержаться.

Как отметил Н. Назарбаев, без официального обращения парламента и правительства Таджикистана об оказании военной помощи такой шаг может быть расценен как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Решено также не только оставить, но и укрепить позиции российской 201-й дивизии как мощного сдерживающего фактора в республике. По данному вопросу участники встречи намерены принять заявление, которое будет оглашено на итоговой пресс-конференции.

Уточняя данную им ранее информацию, Е. Гарелик сообщил также, что до сих пор не решен окончательно вопрос о межгосударственном банке. Обсуждение его продолжится во время подписания документов, которое начнется в 16.30 по местному времени.

Очередную встречу намечено провести 4 декабря в Минске в канун годовщины образования СНГ.

«Известия» 9 октября 1972 года