September 28, 2022

Выступление Б. Н. Ельцина

«Прошедший год был для всех нас годом решающего выбора и напряженных практических действий», — заявил Президент Российской Федерации Борис Ельцин, выступая вчера на совместном заседании российского парламента.

«Россия взяла старт в новую для себя жизнь.

В то же время все еще велика инерция бессмысленного политического противостояния. Оно отвлекает колоссальные силы и средства, все сильнее тормозит реформы, возмущает россиян.

Сегодня как никогда необходимо постоянное взаимодействие и сотрудничество между Президентом. Верховным Советом и Правительством, федеральными и региональными органами власти. Как Президент сделаю все, чтобы это стало нормой политической жизни России. Убежден, смысл принципа разделения властей — не в разделении ее на враждующие лагеря, в том, чтобы укрепить нашу общую ответственность перед страной и ее гражданами.

Да, жизнь пока неимоверно трудна. Но, уверен, мы сможем совершить сложнейший переход к рынку без социальных взрывов и потрясений, если будем действовать вместе.

Да, мы не всегда бываем последовательны в своей политике, иногда пережимаем, иногда ошибаемся.

Тем не менее общими силами в острых дискуссиях и столкновениях удалось создать платформу для продолжения преобразований.

Усилия Президента, парламента. Правительства, органов власти по всей России должны быть направлены сейчас в одно русло — устранить препятствия, которые до сих пор сковывают хозяйственную активность, и обеспечить необходимые условия для проявления инициативы и предприимчивости наших граждан.

Ничто не должно мешать россиянам купить землю, жилье, вложить свои чеки в акции, завести собственное дело.

Если сумеем разрушить разного рода препоны на их пути, граждане России из статистов и сторонних наблюдателей станут самыми активными реформаторами, более решительными и последовательными, чем Правительство. Верховный Совет и сам Президент. Потому что реформы начнут работать лично на них. на их детей, на их будущее.

Первые шаги к этому будут сделаны с началом приватизации через чеки на собственность.

Путь, который уже позади, невозможно было пройти без ошибок. Его тяготы усугубляло тяжелейшее наследие прошлого.

После освобождения цен потребительский рынок стал очень дорогим, хотя товары и начали появляться. Но это, конечно, никого не устраивает. (Обещанное время еще не пришло).

В экономической политике оказалось слишком много макроэкономики в ущерб решению конкретных человеческих и хозяйственных проблем, то есть микроэкономики.

Жесткие, болезненные для населения меры нередко проводились бездушно, создавали дополнительные трудности людям.

В результате грубых просчетов Правительства, иногда и Верховного Совета и Центрального банка было допущено крайнее обострение проблемы денежной наличности. Несложный технический вопрос сначала стал общеэкономическим, а потом и социально-политическим, вызвал массовое недовольство населения.

Острейшей проблемой стали взаимные неплатежи. Когда Правительство принялось отвязывать ремни плана и снабжения, многие предприятия просто попадали наземь.

Теперь их приходится приподнимать, поддерживать — взаимозачетом долгов, целевыми кредитами и прочими средствами.

И исполнительная, и законодательная власть не проявили должного внимания к инвестиционному процессу, к тому, что он становится все слабее.

Вопреки прогнозам спад производства оказался не структурным, а общим, и охватил даже те предприятия, которые поставляют населению продовольствие, услуги и промтовары.

Правительством было немало сказано и предпринято мер по устранению бюджетного дефицита, но преодолеть его не удалось. Такая задача в нынешних условиях нереальна.

Как глава государства глубоко неудовлетворен работой Министерства внешних экономических связей. В целом ему явно не хватает профессионализма, оперативности, твердости и последовательности в отстаивании интересов России. Падают поступления в валютный фонд. Немалая доля вины за все это лежит непосредственно на министре П. О. Авене.

Серьезные промахи допускает Министерство экономики (министр А. А. Нечаев). До сих пор не можем дождаться от него прогнозов развития России, перспектив ее взаимоотношений со странами СНГ, с республиками внутри России.

Так и не смогло избавиться от стремления командовать всем и вся Министерство промышленности и его министр А. А. Титкин.

Немало упреков можно сказать и в адрес других министерств и ведомств. И все же это не основание для отставки Правительства. Убежден, в таких условиях любое другое правительство справилось бы еще хуже. Как бы там ни было, несмотря на трудности и потери, реформа началась и идет.

Пусть с перебоями, но заработал ценовой механизм. Медленно, с трудом меняется экономическое поведение людей. Уже около 10 проц, россиян так или иначе связаны с предпринимательской деятельностью. Мы начинаем походить на общество не с командной, а с рыночной экономикой.

Дельные предложения, полезные идеи политических движений и партий, действующих в России, в том числе таких, как «Гражданский союз», «Демократический выбор» и другие, сейчас возникают постоянно, и это хорошо. Может быть, в дальнейшем на этой базе и сформируется современная цивилизованная двухпартийная система.

Конечно, часть из предложений реализуется Правительством. Но есть немало ценных идей, которые оно как бы не замечает, демонстрирует неуместный скептицизм. Их надо использовать. И не вставать в позу от того, что они придуманы не Гайдаром.

Сегодня из всей совокупности экономических приоритетов на первый план выдвигаются следующие:

Первое. Контроль за инфляцией. Максимальное смягчение ее последствий для населения прежде всего за счет стимулирования производства и предпринимательской деятельности.

Второе. Обеспечение структурной перестройки народного хозяйства. Сохранение уникального производственного и научного потенциала России. Его решительная переориентация на нужды населения, на развитие наиболее эффективных производств, призванных стать пионерами экономического оживления. (Кстати, производство товаров народного потребления в сентябре возросло).

Использовать для этого все возможные и принятые в цивилизованном мире способы. В том числе:

— освобождение от налогообложения инвестируемой прибыли;

— придание действующим сегодня налогам дифференцированного и антиинфляционного характера;

— предоставление налоговых льгот при расширении предприятиями физических объемов продаж производимой продукции и других.

Третье. Проведение широкомасштабной приватизации. Категорически не согласен с оголтелой критикой чеков на собственность. Тем более что ничего лучшего предложено не было.

Как Президент заявляю: приватизацию с участием граждан сорвать все-таки не удастся.

Четвертое. Ускорение земельной реформы.

Пятое. Стимулирование конкуренции за счет прежде всего акционирования государственных предприятий, развития предпринимательства, действенной антимонопольной политики.

В результате осуществления этих мер сможем остановить падение уровня жизни населения, а затем перейти к его постепенному подъему.

Центр преобразований переносится сейчас на региональный уровень. Такую линию надо строго выдержать и при разработке бюджета на 1993 год. Доля регионов в нем должна быть увеличена.

Как крайне негативный фактор оцениваю задержку процесса передачи власти на места. Без делегирования большей части прав федерального Правительства регионам реформы будут пробуксовывать.

Есть целый ряд министерств, которые на словах проповедуют децентрализацию, а на деле упрямо держатся за идею командовать Россией только из Москвы.

С администрированием пора прощаться навсегда. На федеральном уровне должны вырабатываться единые концепции развития и размещения производительных сил страны, унифицированные стимулы, а остальное — за регионами. Будет у них свобода маневра — начнет подниматься и экономика. (Для этого и надо сократить аппарат федеральной власти).

Чтобы дать импульс преобразованиям, укрепить финансовую систему. Правительству надо реализовать задуманное ранее и пойти на ряд дополнительных неординарных мер. Нужна корректировка реформ, и сейчас это уже — требование Президента. (Я знаю и чувствую, где опасная черта балансирования).

Первое. Добиться создания единого эмиссионного механизма в рамках рублевой зоны.

Второе. Определиться, наконец, что мы будем поддерживать — рубль или иностранную валюту. Нужно прекратить использование иностранной валюты для оплат услуг и товаров. Платежным средством в России должен быть только рубль!

Третье. Создать условия для установления реального, а не сверхзаниженного курса рубля по отношению к иностранным валютам. Для этого:

— укрепить гарантии прав на свободное приобретение валюты по биржевому курсу российскими предприятиями, фирмами, предпринимателями, гражданами;

— перейти к обязательной продаже на бирже всей экспортной выручки (сегодня продается менее 20 проц.);

— разрешить продавать валюту на бирже не только российским, но и иностранным гражданам и компаниям.

И наконец, четвертое. Пересмотреть пошлины на импорт и всемерно стимулировать поступление в страну зарубежных потребительских товаров, и в первую очередь продовольствия. Одновременно ни в коем случае не раздавать направо и налево льготы на экспорт, так как поступления в валютный фонд падают.

Названные меры помогут восстановить государственный контроль за ростом денежной массы.

В российский и региональные бюджеты поступят дополнительные средства. Они остро необходимы для поддержки низкооплачиваемых категорий населения и структурной перестройки экономики, а также для дополнительного финансирования здравоохранения, науки, культуры, искусства. Лимит времени, когда они находились почти на голодном пайке, исчерпан. Пришло время серьезно задуматься и о том, как вернуть России передовые позиции именно в этих сферах.

В республике уже началась выдача населению чеков на собственность. Остановлюсь на этом важном вопросе. Такое сверхсложное дело, наверное, не провести бе издержек. Тем более важно предусмотреть все, любые неожиданности, возможные тупики. Надо сделать так, чтобы владельцы чеков не разыскивали акции предприятий, а имели реальную и широкую возможность их выбора. Мною подписан Указ, который предоставляет право использовать чеки для покупки гражданами участков земли и жилья. С учетом того, что входит в мою компетенцию, с учетом решений 5-го Съезда народных депутатов, я просил бы Верховный Совет поддержать этот Указ потому, что население России просто ждет того, чтобы приватизационные чеки использовать для выкупа участков земли и жилья.

Большую помощь населению может оказать широкая сеть инвестиционных фондов. Причем они должны быть ориентированы прежде всего на российскую периферию, на сельскохозяйственные районы, где отсутствует достаточное количество собственности.

Для того чтобы страна действительно обрела миллионы собственников, нужна максимальная активность Госкомимущества, его органов на местах, а также всех граждан России. Предполагаем в 1994 году провести второй этап приватизации с использованием чеков на собственность.

Немного об аграрной реформе.

Огромный вред наносит сегодня противопоставление: «либо колхозы, либо фермеры» стремление вновь расколоть российских крестьян на «белых» и «красных». Сельскому хозяйству нужны новые технологии, а не новые идеологии И колхозы, и фермерство должны сосуществовать свободно развиваться в соответствии с экономическими потребностями общества. Таков фундаментальный принцип российской аграрной политики.

Защиту интересов земледельцев может обеспечить механизм создаваемых сейчас земельных банков. Это позволит включить землю в рыночные отношения, широко привлечь инвестиции в аграрный сектор экономики, сделать землю и получаемую с нее продукцию реальным источником дохода миллионов граждан России.

Российский земельный банк создается в форме государственно — акционерного кредитного института.

Вновь обращаюсь к депутатам — нельзя больше затягивать с принятием закона о купле-продаже земли. Половинчатые решения не способны остановить этот процесс. Они только придают ему уродливые, а иногда и криминальные формы.

С этой трибуны еще раз хочу подтвердить: данные уборочной кампании убеждают — никакой голод россиянам не угрожает. Продуктов будет больше.

Народные депутаты!

Выступая в парламенте, обращаясь к гражданам России, считаю необходимым остановиться на проблемах, которые волнуют каждую семью, каждого человека, но организовать их эффективное решение способно только государство. Это его прямой долг перед гражданами, важнейшее условие их полноценного существования.

Переходный период, который переживает страна, на первый этап выдвинул вопросы социальной защиты населения.

В первом полугодии размер социальных выплат (пенсий, пособий и т д.) по отношению к фонду заработной платы вырос с 18 до 32 процентов. Но напряженность не спадает.

Немалые тревоги у населения вызывает новый всплеск цен, связанный с удорожанием энергоносителей. В связи с этим должен заявить, что до конца года цены на топливо повышаться больше не будут.

Оказание социальной поддержки до сих пор не удалось сфокусировать на самых незащищенных слоях населения.

Это в первую очередь одинокие пенсионеры и старики, неспособные к самообслуживанию; инвалиды I и II групп; семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи (с тремя и более детьми); одинокие матери (отцы); дети-сироты; лица, попавшие в экстремальные ситуации.

Защита этих граждан должна быстрее получить четкое законодательное оформление. Без этого адресность социальной политики останется пустым звуком. Кто-то на местах находит возможности их поддержки, а большинство — не находит.

Нужно постоянно помнить о работниках бюджетных отраслей, таких как учителя, врачи и другие.

Принято решение о том, что с IV квартала Правительство начинает вводить единую тарифную сетку. (Она состоит из 18 разрядов. Зарплата по первому равна минимальной, а по высшему — восемнадцатому — десяти минимумам.) Она не только позволит существенно повысить, но и обеспечит справедливость оплаты их труда. (Если взять средний разряд 8—10—12. то это уже средняя зарплата в промышленности.)

Мы по-прежнему пассивны в поиске новых источников и механизмов финансирования социальных расходов. В первую очередь пенсионного обеспечения.

Учитывая это, недавно подписал Указ о создании негосударственных (частных) пенсионных фондов.

Остро стоит проблема строительства и обустройства домов милосердия для престарелых.

Особое внимание прошу обратить на проблему использования чеков на собственность пенсионерами. Недопустимо, чтобы чеки пожилых людей были скуплены за бесценок.

В течение ближайших двух недель жду конкретных предложений по этому вопросу от председателя Госкомимущества А. Б. Чубайса. Но, надеюсь, и российские депутаты могут немало сделать по защите интересов своих пожилых избирателей.

В нынешней ситуации резко обострились все проблемы инвалидов. На днях подписан Указ об их поддержке.

Думаю, что парламентарии России хорошо понимают: промедление с принятием Закона о социальной защите инвалидов сгущает и без того немалые жизненные невзгоды этих людей.

Есть вопрос, который возмущает меня до глубины души. На местах происходит фактическое свертывание льгот, ранее установленных для ветеранов войны и труда. Это недопустимо. Надо заверить граждан России — специализированная, специально созданная сеть торгового обслуживания этой категории наших граждан должна быть сохранена. Не сомневаюсь, депутатский корпус России меня в этом поддержит.

Мировая практика свидетельствует, что наиболее эффективно и оперативно функции социальной защиты населения выполняют исполнительные органы власти. Из этого, считаю, и надо исходить, взяв все ценное из опыта Верховного Совета.

В российском обществе активно обсуждается проблема безработицы.

Убежден, у нас есть достаточно возможностей, чтобы она не приняла чрезвычайных масштабов. Нужно не паниковать, не ломать словесные копья, не пугать людей десятками миллионов безработных, а заниматься делом. Использовать, в том числе богатый зарубежный, опыт.

Хорошо известно, что, когда человек заводит свое дело, становится собственником, он сам защищает себя от безработицы. Сфера честного предпринимательства — источник многих и многих миллионов новых рабочих мест.

Поэтому считаю важнейшим элементом политики занятости широкое поощрение предпринимательской и индивидуально — трудовой деятельности, малого бизнеса.

Нуждаются в укреплении службы социальной и профессиональной реабилитации, включая переквалификацию и переподготовку кадров, в том числе офицеров, уволенных в запас. Дать им материальную базу в Москве.

Пока медленно создается система общественных работ.

Пришло время принять четкие правовые и организационные меры по недопущению дискриминации молодых людей при трудоустройстве.

Думаю, не надо объяснять, что от того, как молодое поколение войдет в жизнь, во многом зависит завтрашний день России.

Еще одна проблема, отравляющая нормальное существование человека, — преступность.

Меня как Президента и гражданина России тоже беспокоит рост преступности. Наглость распоясавшейся мафии, половодье хозяйственных преступлений, разгул уличной преступности так надоели людям, что раздаются голоса о необходимости твердой руки.

России нужна не твердая рука, а твердый порядок на основе твердых законов. Мы обязаны остановить разгул преступности.

Государство всей своей мощью обязано обеспечить неприкосновенность жизни, частной собственности, жилища и имущества граждан России.

Оно, а не преступник или хулиган должно быть полноправным хозяином на улицах в любое время суток.

Должен сказать, что слабо пока используют возможности своих служб министры В. П. Баранников и В. Ф. Ерин, Генеральный прокурор России В Г Степанков. Отстает с созданием эффективной правовой базы и Верховный Совет. Дело часто ограничивается констатацией угрожающей статистики, а не принятием энергичных и эффективных мер. Медленно идет формирование муниципальных сил охраны порядка. По всей стране почти свободно «гуляет, оружие.

Министерство обороны, другие ведомства, видимо, просто смирились с тем, что идет неприкрытое и наглое растаскивание военного имущества, боеприпасов и вооружений. Меры, которые принимаются сегодня, — просто беззубые.

Сейчас жизненно необходим закон «Об оружии». Без него не обеспечить контроль, не сохранить настоящей государственной монополии на торговлю оружием, не решить других проблем в этой области.

Бичом российской жизни стала коррупция. Складывается впечатление, что и депутаты России, и члены Правительства недооценивают это зло.

Считаю, что пришло время положить конец пустопорожним разговорам на эту тему. В экстренном порядке необходимо принять ряд решений, иначе эта раковая опухоль уничтожит все наши преобразования и замыслы.

— Пора раз и навсегда установить прямые запреты на коммерческую деятельность должностных лиц, органов государственной власти и их учреждений.

— Назрела перерегистрация негосударственных хозяйственных структур, а также тщательная проверка правомерности и обоснованности оценки объектов, переданных коммерческим структурам (и некоторым фондам) в собственность или сданных в аренду, а тем более в пользование.

— Нужны более четкие правила проведения финансовых операций, препятствующие легализации средств полученных преступным путем. Чеченский вариант показал, что это, к сожалению, возможно в крупных размерах.

Необходимо унифицировать финансовые документы предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности.

Общественность, граждане России все острее ставят вопрос об использовании в ряде случаев возможностей и средств Вооруженных Сил в борьбе с преступностью. Считаю, надо всесторонне обсудить этот вопрос и окончательно определиться.

Здесь, в парламенте, хочу сказать следующее. Если нам дорог российский народ, если мы действительно хотим защитить его права, а это — так, давайте найдем в конце концов достаточные средства для укрепления правопорядка. Направили в МВД 50 тысяч человек. Может быть, еще направить 50 или 100 тысяч человек. Это задача и Верховного Совета, и Правительства. Уверен: такие средства можно найти.

Надо начать мощное наступление на преступность, мафию и коррупцию. Поручаю конкретно возглавить эту работу через соответствующие министерства и ведомства группе: А. В. Руцкой С. А. Филатов. Г. Э. Бурбулис, Ю. В. Скоков. Поручение такое с согласия каждого из них я подписал. А Президенту и Верховному Совету потверже спрашивать с них за работу и за результаты.

Народные депутаты!

Год назад мною было дано распоряжение подготовить два всеобъемлющих, достоверных государственных доклада — «О состоянии окружающей природной среды» и «О состоянии здоровья населения Российской Федерации».

Эта работа завершена. По каждой проблеме представлены так называемые белые книги.

В них изложена горькая правда, и они должны стать достоянием общественности. Депутаты их уже, по-моему, получили. В них правда и только правда, впервые за 70 лет. Мы впервые открыто и честно информируем всех о масштабах экологического бедствия, оставшегося нам в наследство от прошлого, и об истинном состоянии здоровья населения России.

Впервые появляется возможность вести действительно реалистичную политику в области экологии и здравоохранения. Острота экологических проблем, сама жизнь требуют, чтобы земля, леса, водное пространство общегосударственного, общенационального значения получили наконец статус федеральной собственности, чего сегодня нет.

Вне моего понимания находятся попытки разорвать по кускам между республиками и областями России даже Волгу. Эта великая река принадлежит всей России, а не какой-то отдельной области или республике.

И вновь о Чернобыле. Работы по устранению последствий этой катастрофы идут крайне неудовлетворительно. Длительное время бездействовал Госкомчернобыль. Только сейчас есть некоторое движение. Элементарное бездушие и безответственность проявила администрация Брянской области при выполнении своих обязательств.

Сейчас есть возможности дать импульс этой работе. Правительство подготовило «Долговременную государственную программу по защите населения России от последствий чернобыльской катастрофы». Не сомневаюсь, что Верховный Совет не только ее поддержит, но и возьмет под строгий парламентский контроль выполнение.

Острейшим вопросом современной российской жизни стал прием людей, покидающих по тем или иным причинам места прежнего проживания в новом для нас зарубежье.

Святой долг протянуть руку помощи соотечественникам, братьям, которые стали жертвами вопиющей несправедливости, лишились крова и имущества, пережили незаслуженные унижения, оказались без вины виноватыми.

Россияне за пределами России должны быть уверены — Родина о них помнит и будет помогать.

В настоящее время число беженцев на территории России превышает 460 тысяч человек. Кроме того, у нас находятся почти 700 тысяч вынужденных переселенцев. Частично их проблемы позволяет решать реализация республиканской программы «Миграция».

В то же время просто удручает, что государственная миграционная политика не имеет законодательной базы. По-моему, просто аморально затягивать далее с принятием законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».

Острой необходимостью становится введение действенного миграционного контроля внутри России. Считаю, что с рядом государств нового зарубежья нужен визовый контроль. Не исключаю, как это принято в мировой практике, и депортацию с российской территории отдельных лиц без вида на жительство, грубо нарушивших правопорядок и усугубляющих криминогенную ситуацию.

Поддерживаю принципиальную позицию Верховного Совета по поводу нарушения теми или иными государствами нового зарубежья уже заключенных договоренностей по гарантиям прав граждан российского происхождения. Особенно в Латвии, Эстонии, Абхазии, Республике Грузия.

Не могу в связи с этим обойти и проблему Северного Кавказа. Обстановка там остается очень непростая.

Сказываются близость зоны региональных конфликтов, запущенность многих проблем межнациональных отношений, действия политических сил, стоящих на крайних позициях.

Ситуация в этом регионе находится под постоянным контролем Президента, руководства Верховного Совета, Правительства и Совета Безопасности.

Наша позиция в этом вопросе такова:

— решение всех проблем регионов должно вестись на основе Конституции России, Федеративного договора и конституций республик, которые гарантируют целостность Российской Федерации:

— урегулирование конфликтных ситуаций через переговоры и политические меры,

— поддержка законных органов власти на местах, диалог с конструктивной оппозицией.

Одним из главных факторов обострения обстановки на Северном Кавказе стал абхазский кризис. Еще раз подтверждаю — Россия не будет стоять в стороне, когда нарушаются права человека, попираются интересы граждан российского происхождения.

Уже сегодня со стороны Абхазии на нашей территории находятся 25 тысяч беженцев И конкретные меры сегодня принимаются. 13 октября состоится совешание с участием Президента России, а также Председателя Госсовета Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Председателя Верховного Совета Абхазии Владислава Ардзинбы, руководителей республик Северного Кавказа, а также краев и областей юга России, и я думаю, что это совещание нужно провести не в Москве, а в Абхазии.

В то же время хочу подтвердить — позиция России в отношении Содружества независимых государств остается неизменной. Новое зарубежье — приоритетное направление российской внешней политики. Укрепили кадрами этот участок Мы — за всемерное укрепление отношений между нашими странами как на двустороннем, так и многостороннем уровне. Нужна координация нашей политики между государствами на сугубо договорной основе, а не создание некоего нового «Союза».

Главное, чтобы этот процесс шел добровольно, с учетом особенностей каждого государства. Естественно, что в Содружестве должны действовать какие-то общие для всех нормы поведения и взаимоотношений. Это касается, в частности, вопроса о рублевой зоне. Сохранение нескольких центров эмиссии буквально топит реформы, держит под постоянной угрозой гиперинфляции не только Россию, но и всю сферу обращения рубля.

Позиция, которую буду твердо отстаивать в Бишкеке, однозначна: либо государства рублевой зоны совместно вырабатывают правила и затем подчиняются им, либо выходят из рублевой зоны. Но делают это цивилизованным путем, на основе соглашений. Такое первое соглашение подписано с Украиной.

Минувший период был чрезвычайно важен в плане международного положения России. После более чем семидесятилетнего периода забвения она вновь самостоятельно вышла на мировую арену.

Миролюбивая демократическая Россия никому не угрожает. На паритетных началах с США мы пошли на беспрецедентные сокращения ядерного оружия. Соответствующие документы скоро будут представлены для ратификации российскому Верховному Совету.

И все же период осознания Россией своих национальных интересов, своего нового места в мире затягивается. Изменение внешнеполитических приоритетов иногда идет стихийно, становится суетливым и излишне поспешным.

У России нет альтернативы установлению долговременных партнерских и даже союзнических отношений с развитыми демократическими странами Запада и Востока.

Однако этот принципиальный выбор не должен лишать нашу политику ее индивидуального лица, российского лица.

Для наших партнеров Россия ценна прежде всего своей историей, традициями, своим неповторимым взглядом на мир, уникальностью культуры и религий, интеллектуального потенциала. Без этого не может существовать великое государство, каким была и есть Россия.

Приближается к завершению работа над новой Конституцией Российской Федерации. В октябре состоится очередное заседание Конституционной комиссии, а в конце ноября — в соответствии с поручением VI Съезда народных депутатов — Верховному Совету будет представлен доработанный проект нового Основного Закона.

Видимо, месяца два-три (наряду с другой работой) парламентарии посвятят обсуждению этого проекта. А очередные выборы надо провести уже, видимо, в соответствии с новой Конституцией.

Основной Закон, Федеративный договор, который обязательно войдет в него как составная часть, станут базой для укрепления всей российской государственности. Они позволят дать второе дыхание правовой и судебной реформам. Сейчас ход их оцениваю как неудовлетворительный.

Необходима полная «инвентаризация» российских законов. Нужно привести в полное соответствие с изменившейся жизнью, с Федеративным договором правовое регулирование сферы государственного управления, гражданское законодательство, уголовное и хозяйственное право.

Действующие сегодня нормативные акты во многом прямо противоречат друг ДРУГУ, провоцируют всякого рода злоупотребления.

Притчей во языцех стали новый бюрократизм, чиновничье чванство в аппарате, казалось бы, молодого Правительства и министерств. Записаться на прием к министру порой сложнее, чем к Президенту страны.

Нельзя больше мириться с донельзя разбухшим аппаратом власти. Это выглядит как своеобразный реванш старой системы. Недавно мною подписан Указ по изменению структуры федеральных исполнительных органов. Упраздняются 30 министерств и комитетов. Их численность сокращается вдвое, как бы уплотняется. Многим даны только функциональные обязанности. Непосредственное руководство передается в регионы, на места.

Надо признать, что пока не произошло и подлинной деидеологизации государственной службы.

В заключение хотел бы сказать следующее:

Меня как Президента и гражданина Отечества глубоко волнует вопрос о том, какой станет Россия, во имя чего ведем преобразования, платим за них немалую цену. Думаю, многие из вас, многие граждане России вновь и вновь возвращаются к этому вопросу. Я готовлю специальное послание Верховному Совету на эту тему.

Болезненное переходное состояние России не позволяет пока четко разглядеть ее вечный и одновременно новый облик, получить ясные ответы на вопросы: От чего мы отказываемся? Что хотим сберечь? Что хотим возродить и создать вновь?

И здесь нужен не какой-то очередной «изм» и вымученные умозрительные изыскания. Ответы на аги вопросы дает и даст сама жизнь. Не в последнюю очередь они будут зависеть и от нашей активности в решении насущных проблем нашей страны.

Мы глубоко благодарны предшествующим поколениям россиян, которые в неимоверно тяжелых условиях трудились на благо своих детей и внуков, верили, что Россию ожидают лучшие дни.

В то же время нам нужно преодолеть в себе рабскую психологию, наивную веру в чудесный приход «светлого будущего».

Мы должны отказаться от вновь поднимающегося стремления к национальному превосходству, от великодержавного шовинизма.

Категорически неприемлема установка части оппозиции вновь поднять на щит осужденные историей большевистские методы борьбы за власть, когда готовы идти на все ради достижения своей политической цели.

Заявляю твердо: с оппозицией готов к терпеливому диалогу, к конструктивной полемике. Попытки же преступить Конституцию и закон встретят отпор и соответствующие законные действия.

Обращаюсь к депутатам, политическим движениям и партиям ко всем, кому дорог гражданский мир, кому дорога Россия! Не на рельсах противоборства, а только на основе гражданского согласия возможно преодолеть мучительный переход к цивилизованному и демократическому обществу!

Сейчас модно говорить о том, что Россия теряет свою самобытность. Немало спекуляций вокруг идей рынка. Хочу eme раз напомнить, что у нас нет иного пути, кроме перевода экономики на рыночный курс Но рынок — не самоцель. Это средство, с помощью которого мы можем и должны поднять Россию.

Жить распродажей сырья, как было последние десятилетия, — не просто стыдно, но и бесперспективно.

Наша цель — сильное Российское государство. Сильное не количеством боеголовок, а передовыми технологиями, развитой многопрофильной экономикой, достойным уровнем жизни людей.

Мы создаем такое государство, из которого не будут бежать, в котором свободный человек будет защищен от произвола и идеологических пут.

Не могу согласиться и с тем, что сегодняшняя Россия превратилась в царство бездуховности. Великие ценности у россиян были, есть и останутся. Это прежде всего — единство многонационального народа единой России, высокая гражданственность и патриотизм.

Наш общий долг — сохранить территориальную целостность и национальное разнообразие Российского государства. Это завет предков. Это воля всего российского народа.

Талантом и трудом предшествующих поколений создан мощнейший научно-технический, культурный и нравственный потенциал. Это богатство будет приумножено, когда обретет своих законных собственников — российских граждан. Убежден, все это нам по силам.

Если всегда будем помнить о российском народе, сумеем стать выше бесперспективной борьбы друг с другом, овладеем великой силой сотрудничества и согласия — тогда дело преобразований в России состоится!»

«Российская газета» 7 октября 1992 года