September 27, 2022

Президент России обращается к парламенту с призывом к консолидации ради реформ

Заседание Верховного Совета Российской Федерации 6 октября открылось выступлением российского президента Бориса Ельцина. Ниже публикуется в сокращенном виде текст его выступления (подзаголовки редакционные).

Год старта был очень сложен

Прошедший год был для всех нас годом решающего выбора и напряженных практических действий.

Россия взяла старт в новую для себя жизнь.

В то же время все еще велика инерция бессмысленного политического противостояния.

Сегодня, как никогда, необходимо постоянное взаимодействие и сотрудничество между Верховным Советом и правительством, федеральными и региональными органами власти. Как президент сделаю все, чтобы это стало нормой политической жизни России.

Убежден, смысл принципа разделения властей — не в разделении ее на враждующие лагеря, а в том, чтобы укрепить нашу общую ответственность перед страной и её гражданами.

Да, жизнь пока неимоверно трудна. Но, уверен, мы сможем совершить сложнейший переход к рынку без социальных взрывов и потрясений, если будем действовать вместе.

Ничто не должно мешать россиянам купить землю, жилье, вложить свои чеки в акции, завести собственное дело.

Если сумеем разрушить разного рода препоны на их пути, граждане России из статистов и сторонних наблюдателей станут самыми активными реформаторами.

Ошибки очевидны

После освобождения цен потребительский рынок стал очень дорогим, хотя товары и начали появляться.

В экономической политике оказалось слишком много макроэкономики в ущерб решению конкретных человеческих и хозяйственных проблем, то есть микроэкономики.

В результате грубых просчетов правительства, Верховного Совета и Центрального банка было допущено крайнее обострение проблемы денежной наличности.

Острейшей проблемой стали взаимные неплатежи.

И исполнительная, и законодательная власть не проявили должного внимания к инвестиционному процессу, к тому, что он становится все слабее.

Вопреки прогнозам спад производства оказался не структурным, а общим, и охватил даже те предприятия, которые поставляют населению продовольствие, услуги и промтовары.

Правительством было немало сказано и предпринято мер по устранению бюджетного дефицита, но преодолеть его не удалось. Такая задача в нынешних условиях нереальна.

Как глава государства, глубоко неудовлетворен работой Министерства внешних экономических связей. В целом ему явно не хватает профессионализма, оперативности, твердости и последовательности в отстаивании интересов России.

Падают поступления в валютный фонд. Немалая доля вины за все это лежит непосредственно на министре П. О. Авене.

Серьезные промахи допускает Министерство экономики (министр А. А. Нечаев). До сих пор не можем дождаться от него прогнозов развития России, перспектив ее взаимоотношений со странами СНГ, с республиками внутри России.

Так и не смогло избавиться от стремления командовать всем и вся Министерство промышленности и его министр А. А. Титкин.

Реформа все же идет

Как бы там ни было, несмотря на трудности и потери, реформа началась и идет.

Пусть с перебоями, но заработал ценовой механизм. Медленно, с трудом, меняется экономическое поведение людей. Уже около 10% россиян так или иначе связаны с предпринимательской деятельностью.

Дельные предложения, полезные идеи политических движений и партий, действующих в России, в том числе «Гражданского союза», «Демократического единства» и других, сейчас возникают постоянно, и это хорошо. Может быть, на этой базе и сформируется современная цивилизованная двухпартийная система.

Приоритеты в экономике

Сегодня из всей совокупности экономических приоритетов на первый план выдвигаются следующие:

Первое. Контроль за инфляцией. Максимальное смягчение ее последствий для населения прежде всего за счет стимулирования производства и предпринимательской деятельности.

Второе. Обеспечение структурной перестройки народного хозяйства. Сохранение уникального производственного и научного потенциала России. Его решительная переориентация на нужды населения, на развитие наиболее эффективных производств, призванных стать пионерами экономического оживления.

Использовать для этого все возможные и принятые в цивилизованном мире способы. В том числе:

— освобождение от налогообложения инвестируемой прибыли;

— придание действующим сегодня налогам дифференцированного и антиинфляционного характера;

— предоставление налоговых льгот при расширении предприятиями физических объемов продаж производимой продукции и т. д.

Третье. Проведение широкомасштабной приватизации.

Как президент заявляю: приватизацию с участием граждан сорвать не дадим!

Четвертое. Ускорение земельной реформы.

Пятое. Стимулирование конкуренции за счет, прежде всего, акционирования государственных предприятий, развития предпринимательства, действенной антимонопольной политики.

Больше власти на места

Центр преобразований переносится сейчас на региональный уровень. Такую линию надо строго выдержать и при разработке бюджета на 1993 год. Доля регионов в нем должна быть увеличена.

Как крайне негативный фактор оцениваю задержку процесса передачи власти на места. Без делегирования большой части прав федерального правительства регионам реформы будут пробуксовывать.

Нужна корректировка реформ, и сейчас это уже — требование президента. (Я знаю и чувствую, где опасная черта балансирования.)

Рубль или СКВ?

Первое. Добиться создания единого эмиссионного механизма в рамках рублевой зоны.

Второе. Определиться наконец, что мы будем поддерживать: рубль или иностранную валюту? Нужно прекратить использование иностранной валюты для оплаты услуг и товаров. Платежным средством в России будет только рубль!

Третье. Создать условия для установления реального, а не сверхзавышенного курса рубля по отношению к иностранным валютам. Для этого:

— укрепить гарантии прав на свободное приобретение валюты по биржевому курсу российскими предприятиями, фирмами, предпринимателями, гражданами;

— перейти к обязательной продаже на бирже всем экспортной выручки (сегодня там продается менее 20%);

— разрешить продавать валюту на бирже не только российским, но и иностранным гражданам и компаниям.

И, наконец, четвертое. Пересмотреть пошлины на импорт и всемерно стимулировать поступление в страну зарубежных потребительских товаров, и в первую очередь, продовольствия.

Названые меры помогут восстановить государственный контроль за ростом денежной массы.

Расширение зоны действия ваучеров

В республике уже началась выдача населению чеков на собственность.

Мною подписан Указ, который предоставляет право использовать чеки для покупки гражданами участков земли и жилья, думаю, что Верховный Совет поддержит его.

Большую помощь населению может оказать широкая сеть инвестиционных фондов. Причем они должны быть ориентированы прежде всего на российскую периферию, на сельско-хозяйственные районы, где отсутствует достаточное количество собственности.

Предполагаем в 1994 году провести второй этап приватизации с использованием чеков на собственность.

О земле

Огромный вред наносит сегодня противопоставление: «либо колхозы, либо фермеры», стремление вновь расколоть российских крестьян на «белых» и «красных».

И колхозы, и фермерство должны сосуществовать, свободно развиваться в соответствии с экономическими потребностями общества.

Защиту интересов землевладельцев может обеспечить механизм создаваемых сейчас земельных банков.

Российский земельный банк создается в форме государственно-акционерного кредитного института.

Вновь обращаюсь к депутатам — нельзя больше затягивать с принятием Закона о купле-продаже земли.

С этой трибуны еще раз хочу подтвердить: данные уборочной кампании убеждают: никакой голод россиянам не угрожает.

Социальная защита будет усилена

В первом полугодии размер социальных выплат (пенсий, пособий и т. д.) по отношению к фонду заработной платы вырос с 18 до 32 процентов. Но напряженность не спадает.

Немалые тревоги у населения вызывает новый всплеск цен, связанный с удорожанием энергоносителей. В связи с этим должен заявить, что до конца года цены на топливо повышаться больше не будут.

Защита наиболее уязвимых социальных групп должна быстрее получить четкое законодательное оформление.

Нужно постоянно помнить о работниках бюджетных отраслей.

Принято решение о том, что с IV квартала правительство начинает вводить Единую тарифную сетку. (Она состоит из 18 разрядов. Зарплата по первому — равна минимальной, а по высшему — восемнадцатому, десяти минимумам).

Недавно я подписал Указ о создании негосударственных (частных) пенсионных фондов.

Особое внимание прошу обратить на проблему использования чеков на собственность пенсионерами. Недопустимо, чтобы чеки пожилых людей были скуплены за бесценок.

В нынешней ситуации резко обострились все проблемы инвалидов. На днях подписан Указ об их поддержке.

Есть вопрос, который возмущает меня до глубины души. На местах происходит фактическое свертывание льгот, ранее установленных для ветеранов войны и труда. Это недопустимо. Хочу заверить граждан России — специализированная сеть торгового обслуживания этой категории наших граждан будет сохранена.

В российском обществе активно обсуждается проблема безработицы.

Хорошо известно, что, когда человек заводит свое дело, становится собственником — он сам защищает себя от безработицы.

Поэтому считаю важнейшим элементом политики занятости широкое поощрение предпринимательской и индивидуально-трудовой деятельности, малого бизнеса.

Нуждаются в укреплении службы социальной и профессиональной реабилитации, включая переквалификацию и переподготовку кадров, в том числе офицеров, уволенных в запас. Дать им материальную базу в Москве.

Пока медленно создается система общественных работ.

Пришло время принять четкие правовые и организационные меры по недопущению дискриминации молодых людей при трудоустройстве.

Не твердая рука нужна, а твердый порядок

России нужна не твердая рука, а твердый порядок на основе Законов. Мы обязаны остановить разгул преступности.

Должен сказать, что слабо пока используют возможности своих служб министры В. П. Баранников и В. Ф. Ерин, Генеральный прокурор России В. Г. Степанков. Отстает с сознанием эффективной правовой базы Верховный Совет.

Сейчас жизненно необходим Закон «Об оружии».

Бичом российской жизни стала коррупция.

— Пора раз и навсегда установить прямые запреты на коммерческую деятельность должностных лиц, органов государственной власти и их учреждений.

— Назрела перерегистрация негосударственных хозяйственных структур, а также тщательная проверка правомерности и обоснованности оценки объектов, переданных коммерческим структурам (и некоторым фондам) в собственность или сданных в аренду, а тем более в пользование.

— Нужны четкие правила проведения финансовых операций, препятствующие легализации средств, полученных преступным путем.

Надо начать мощное наступление на преступность, мафию и коррупцию. Поручаю конкретно возглавить эту работу через соответствующие министерства и ведомства группе: А. В. Руцкому, С. А. Филатову, Г. Э. Бурбулису, Ю. В. Скокову.

Экология и здоровье

Год назад мною было дано распоряжение подготовить два всеобъемлющих, достоверных государственных доклада — «О состоянии окружающей природной среды» и «О состоянии здоровья населения Российской Федерации».

Эта работа завершена. По каждой проблеме представлены так называемые «Белые книги».

В них изложена горькая правда, и они должны стать достоянием общественности.

Острота экологических проблем, сама жизнь требуют, чтобы земли, леса, водное пространство общегосударственного, общенационального значения, получили наконец статус федеральной собственности.

Длительное время бездействовал Госкомчернобыль.

Сейчас есть возможности дать импульс этой работе. Правительство подготовило «Долговременную государственную программу по защите населения России от последствий чернобыльской катастрофы».

Беженцы и законы

Острейшим вопросом современной российской жизни стал прием людей, покидающих по тем или иным причинам места прежнего проживания в новом для нас зарубежье.

Россияне за пределами России должны быть уверены — Родина о них помнит и будет помогать.

В настоящее время число беженцев на территории России превышает 460 тыс. человек. Кроме того, у нас находится почти 700 тыс. вынужденных переселенцев.

Частично их проблемы позволяет решать республиканская программа «Миграция».

В то же время просто удручает, что государственная миграционная политика не имеет законодательной базы. Аморально затягивать далее с принятием законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».

Острой необходимостью становится введение действенного миграционного контроля внутри России. Считаю, что с рядом государств нового зарубежья нужен визовый контроль. Не исключаю, как это принято в мировой практике, и депортации с российской территории отдельных лиц…

Поддерживаю принципиальную позицию Верховного Совета по поводу нарушения теми или иными государствами нового зарубежья уже заключенных договоренностей по гарантиям прав граждан российского происхождения. Особенно в Латвии, Эстонии, Абхазии, в Республике Грузия.

Позиция по Кавказу

Не могу обойти и проблему Северного Кавказа.

Ситуация в этом регионе находится под постоянным контролем правительства и Совета безопасности.

Наша позиция в этом вопросе такова:

— решение всех проблем регионов должно вестись на основе Конституции России, Федеративного договора и конституций республик, которые гарантируют целостность Российской Федерации;

— урегулирование конфликтных ситуаций через переговоры и политические меры;

— поддержка законных органов власти на местах, диалог с конструктивной оппозицией.

Одним из главных факторов обострения обстановки на Северном Кавказе стал абхазский кризис. Еще раз подтверждаю — Россия не будет стоять в стороне, когда попираются интересы граждан российского происхождения.

Новое зарубежье — приоритет России

В то же время хочу подтвердить — позиция России в отношении Содружества Независимых Государств остается неизменной. Новое зарубежье — приоритетнее направление российской внешней политики. Укрепили кадрами этот участок. Мы — за всемерное укрепление отношений межу нашими странами как на двустороннем, так и многостороннем уровне. Нужна координация нашей политики между государствами на сугубо договорной основе, а не создание некоего нового «Союза».

Вопрос о рублевой зоне

Сохранение нескольких центров эмиссии буквально топит реформы, держит под постоянной угрозой гиперинфляции не только Россию, но и всю сферу обращения рубля.

Позиция, которую буду твердо отстаивать в Бишкеке, однозначна: либо государства рублевой зоны совместно вырабатывают правила и затем подчиняются им, либо выходят из рублевой зоны. Но делают это цивилизованным путем, на основе соглашений. (Соглашение подписано с Украиной).

Россия и мир

Минувший период был чрезвычайно важен в плане международного положения России.

Миролюбивая демократическая Россия никому не угрожает. На паритетных началах с США мы пошли на беспрецедентные сокращения ядерного оружия.

И все же период осознания Россией своих национальных интересов, своего нового места в мире затягивается.

У России нет альтернативы установлению долговременных партнерских и даже союзнических отношений с развитыми демократическими странами Запада и Востока.

Однако этот принципиальный выбор не должен лишать нашу политику ее индивидуального лица.

Для нашил партнеров Россия ценна прежде всего своей историей, традициями, своим неповторимым взглядом на мир, уникальностью культуры и религий, интеллектуального потенциала. Без этого не может существовать великое государство, каким была, есть и будет Россия.

Нужно сверить законы с жизнью

Приближается к завершению работа над новой Конституцией Российской Федерации. В конце ноября — в соответствии с поручением VI Съезда — Верховному Совету будет представлен доработанный проект нового Основного Закона.

Очередные выборы надо вести уже в соответствии с новой Конституцией.

Необходима полная «инвентаризация» российских законов. Нужно привести в полное соответствие с изменившейся жизнью, с Федеративным Договором правовое регулирование сферы государственного управления, гражданское законодательство, уголовное и хозяйственное право.

Притчей во языцех стали новый бюрократизм, чиновничье чванство в аппарате, казалось бы, молодого правительства и министерств.

Недавно мною подписан Указ по изменению структуры федеральных исполнительных органов.

Упразднены 30 министерств и комитетов. Их численность сокращена вдвое, как бы уплотнена. Многим даны только функциональные обязанности. Непосредственное руководство перелается на места.

Цель — сильное государство

Меня как президента и гражданина Отечества глубоко волнует вопрос о том, какой станет Россия, во имя чего ведем преобразования, платим за них немалую цену. Готовлю специальное послание Верховному Совету на эту тему.

Мы должны отказаться от вновь поднимающегося стремления к национальному превосходству, от великодержавного шовинизма.

Заявляю твердо: с оппозицией готов к терпеливому диалогу, к конструктивной полемике. Попытки преступить Конституцию, и Закон встретят отпор и соответствующие законные действия.

Не на рельсах противоборства, а только на основе гражданского согласия возможно преодолеть мучительный переход к цивилизованному и демократическому обществу!

У нас нет иного пути, кроме перевода экономики на рыночный курс. Но рынок — не самоцель. Это средство, с помощью которого мы можем и должны поднять Россию.

Наша цель — сильное Российское государство. Сильное не количеством боеголовок, а передовыми технологиями, развитой многопрофильной экономикой, достойным уровнем жизни людей.

Не могу согласиться и с тем, что сегодняшняя Россия превратилась в царство бездуховности. Великие ценности у россиян были, есть и останутся. Это прежде всего единство многонационального народа единой России, высокая гражданственность и патриотизм.

Наш общий долг — сохранить территориальную целостность и национальное разнообразие Российского государства. Это завет предков. Это воля всего российского народа.

«Известия» 6 октября 1992 года