Кому у нас закон не писан
За 6 месяцев 1992 года зарегистрировано 1.314514 преступлении, выявлено 539410 преступников, осуждено 333111 человек
На пресс-конференции Николая Федорова, министра юстиции РФ, члена российского Совета безопасности была оглашена последняя судебная статистика. Скажу сразу: неожиданностей она не таила. Почти по всем показателям — рост, нестабильность, ухудшение криминогенной обстановки. За 6 месяцев 1992 года в России зарегистрировано 1.314.514 преступлений, выявлено 539.410 преступников, осуждено 333.111 человек. Более половины из них — за корыстные преступления, около 30 процентов — за насильственные. Впрочем, за изнасилование, хулиганство, сопротивление работникам милиции и другим представителям власти стали судить меньше, чем в прошлом году.
А вот цифры, как говорится, для размышления. За хищение оружия осуждено всего 102 человека, между тем как за его незаконное приобретение (у кого?) и хранение — 4.453. При наших ежедневных тревогах по поводу всеобщей коррумпированности через скамью подсудимых за полгода прошло всего 339 взяточников. Что касается коммерция, то и здесь судебная статистика явно не в ладах с рыночной действительностью. Спекулянтов у нас на всю Россию оказалась всего 1 тысяча, а других шулеров от рынка к того меньше: завышали цены 2 человека, незаконно торговали — 7, уклонялись от подачи декларации о доходах —- 4 (на этом месте министр юстиции многозначительно хмыкнул).
На меры наказания суд не скупился. 95 человек (в прошлом году за 6 месяцев 59 человек) приговорены к смертной казни. Из них 94 за убийства, 1 за посягательство на жизнь работника милиции. Более 113 тысяч лишены свободы.
Министр юстиции с удовлетворением отметил растущую самостоятельность российских судей. В этом году они уже оправдали 2.092 человека (в прошлом за тот же период—1.304), признали обоснованными более 90 процентов гражданских исков, взыскав в пользу заявителей около миллиарда рублей, 61.300 долларов США и 10.025 английских фунтов стерлингов.
Представляя четыре законопроекта, подготовленных в Минюсте и внесенных президентом России в Верховный Совет. — основы законодательства об адвокатах. Уголовный кодекс РФ, об обжаловании военнослужащими в суд неправомерных решений органов управления и должностных лиц, об изменении закона о статусе судей в РФ, — Н. Федоров заметил, что они прошли широкое обсуждение. Что касается закона об адвокатах, о котором прошла бурная дискуссия в печати, то поступившие с мест отзывы свидетельствуют в пользу министерского проекта.
Новый Уголовный кодекс представлен новыми идеями. С 28 до 6 составов преступлений (только по особо тяжким преступлениям, посягающим на жизнь) сокращается применение смертной казни. С 15 до 25 лет предполагается увеличить срок лишения свободы за опасные преступления. За многие корыстные и насильственные преступления можно будет привлекать к уголовной ответственности с 14-летнего возраста (сегодня — с 16-летнего). Расширяется сфера применения штрафных санкций вместо лишения свободы.
Характеризуя поправки к закону о статусе судей в РФ, министр юстиции заметил, что они вызваны необходимостью включения исполнительной власти в процесс формирования судейского корпуса России. Кроме того, требует корректировки одна из статей закона, по которой пожизненное избрание на должность судьи возможно с 25-летнего возраста. Подобное положение, считают специалисты, не исключает появления случайных людей на ответственных должностях. По мнению Минюста, первое избрание судьей целесообразно лишь на 5-летнии срок и только потом — пожизненно.
Отвечая на вопрос «Известий» о ходе правовой реформы в России, Н. Федоров охарактеризовал его, как спонтанный, плохо организованный и трудно управляемый. Он дал критические оценки организации законотворческой работы в российском парламенте. Последний тревожный факт в этой области — возвращение сразу 11 законов, ранее принятых Верховным Советом РФ, но не подписанных президентом России, на доработку в парламент.
Н. Федоров считает, что причина брака в законотворческой работе состоит в том, что депутаты, быстро забыв про ими же провозглашенный принцип разделения властей, вольно или невольно действуют до сих пою по старому большевистскому принципу — «Вся власть Советам».