September 23, 2022

Битва на рельсах

Действо напоминало массированную облаву. Омоновцы и милиционеры в штатском несколько недель ездили в электричках Рижского направления Московской железной дороги, присматривались к поведению пассажиров, «прочесывали» вагоны. В этот раз милиция искала тех, кто занимался поджогами вагонов. За короткий срок электрички пылали восемь раз.

В ходе рейда задержали немало нарушителей, однако поджигателей среди них не оказалось. Злоумышленник попался на удивление просто.

…Не обращая внимания на пассажиров, поздно вечером в полупустом вагоне парень пытался поджечь поролон сиденья. Сознательные пассажиры сдали поджигателя в милицию. Было возбуждено уголовное дело. Восемнадцатилетний поджигатель сознался, что по его вине произошли пожары еще в семи вагонах. Он оказался душевнобольным, состоящим на учете в психдиспансере.

Одного преступника задержали. Но сколько хулиганов не получили наказания за порчу вагонного оборудования пригородных электричек, битье стекол, порезанные сиденья, выведенные из строя светофоры и другую железнодорожную технику. Следы этих варварских набегов можно видеть ежедневно!

— Сегодня идет по существу необъявленная партизанская война против пригородных электричек, — сказал начальник отдела электропоездов Московской железной дороги Г. Мартиросян. — В прошлом году на всех направлениях столичной магистрали сожжено 59 вагонов — шесть составов! И это при острейшем дефиците вагонов, когда нам и так не на чем возить пассажиров, поезда забиты до отказа. Средств на закупку новых у железной дороги нет — новый поезд стоит более 60 миллионов рублей. Поджигатели в нынешнем году «темпы» не сбавляют. Огнем повреждено уже 32 вагона.

Рукотворные пожары — не единственная беда. За восемь месяцев этого года на Московской железной дороге хулиганами в электропоездах разбито 48 тысяч (!) квадратных метров стекла, порезано и похищено 3480 диванов, украдено 42 усилителя радиооповещения. 2600 динамиков, снято более двух тысяч отопительных печей. Общая сумма ущерба — 12 миллионов рублей.

Кто этим занимается?
— В основном это подростки от 10 до 18 лет. От безделья не знают чем заняться и идут развлекаться на железную дорогу, крушить вагоны. Любимое время — вечерние и ночные часы, когда электрички идут пустыми и свидетелей почти нет. Локомотивным бригадам, милиции схватить преступников все же иногда удается.

Несколько картинок с «театра военных действий».

Группа подростков из подмосковного поселка Снегири возвращалась с дискотеки. По дороге начали отрывать сиденья с диванов и выбрасывать их в окна. Было выброшено 54 сиденья! Позже их подобрали и оборудовали на автобусной стоянке место для «тусовок»…

Сотрудники милиции задержали парня, который придумал забаву — шел вдоль платформы и, покручивая металлической цепочкой с гирькой на конце, методично бил стекла в окнах стоящего поезда…

В последнее время молодым оболтусам, вероятно, уже надоели «невинные» шалости вроде битья стекол, потрошения диванов. Им подавай развлечения поинтереснее. Так, на станции Луховицы в электропоезд села группа подвыпивших подростков. У одного было ведро с мазутом. Мазут вылили на пол, начался пожар, два вагона сгорели. На платформе Павшино под Москвой произошел другой эпизод, напоминающий партизанскую войну. Какие-то недоумки начали бросать в открытые окна вагонов… бутылки с зажигательной смесью. Вагон вспыхнул. Обошлось, к счастью, без жертв.

— Куда же смотрит милиция? — спросил я у ответственного лица.

— Фактически милиция ушла с электропоездов. — сказал Г. Мартиросян. — Помните, года два назад сотрудники милиции сопровождали все вечерние поезда, был порядок. Сейчас лишь небольшая часть электричек охраняется нарядами. Отсюда — рост числа происшествий. Понятно, у милиции есть дела поважнее — ухудшилась криминогенная обстановка на вокзалах и станциях, и для охраны поездов сотрудников не хватает. Московские железнодорожники были вынуждены сократить примерно на треть количество вечерних и ночных поездов. Именно в это время курочат вагоны. И эта мера не спасла подвижной состав. Хулиганы продолжают крушить вагоны с каким-то остервенением — статистика по-прежнему на том же уровне.

Все примеры относятся только к одной магистрали — Московской. Она — бесспорный лидер по количеству изуродованных вагонов. Но вирус вандализма проник и на все другие дороги России. В прошлом году в республике зарегистрировано 86 случаев поджога вагонов. В результате пожаров повреждено 130 вагонов, из них 41 списан за негодностью. Ущерб составил 1 миллион 109 тысяч рублей. В нынешнем году только огнем выведено из строя 76 вагонов. А ущерб в целом — 210 миллионов рублей. Особенно неблагополучно на Октябрьской, Куйбышевской, Свердловской дорогах.

На государственном уровне проблему заметили. Был даже издан Указ Президента о повышении штрафов за порчу вагонного оборудования и другой железнодорожной техники. Появилась слабая надежда, что безобразия прекратятся. Однако результаты мизерные: попадаются-то единицы.

Сегодня угрожающее положение сложилось на большинстве железных дорог страны. Преступность на магистралях возросла в текущем году на 16 процентов. Достается не только электричкам, но и дальним пассажирским поездам — в окна также летят камни, участились случаи воровства, грабежей и даже убийств проводников и пассажиров. Все это заставило руководство двух министерств — МПС и МВД России — провести недавно совместную коллегию. Было решено создать специальные подразделения милиции, вооруженные огнестрельным оружием, которые будут сопровождать все без исключения поезда — и пригородные, и дальние. Охрана составов будет организована за счет средств железных дорог.

В нынешнем году планируется набрать 4250 сотрудников милиции, в следующем — 8300. К охране общественного порядка в поездах и на вокзалах решено также привлечь штатных работников милиции в свободное от службы время с оплатой на договорной основе. До конца этого года должны быть приняты меры для восстановления добровольных дружин из числа железнодорожников…

Ранее действовавшую систему разрушить оказалось очень легко, восстанавливать приходится с невероятным трудом. Намерения благие, только где взять средства. Эта проблема делает оптимизм очень осторожным.

Если предусмотренные меры не будут реализованы в ближайшее время, положение на железных дорогах станет катастрофическим. Терпение тружеников стальных магистралей иссякает. Например, работники локомотивного депо «Москва-2» написали недавно открытое письмо мэру Москвы Юрию Лужкову. Это предприятие обслуживает, пожалуй, самое неблагополучное направление Московской дороги — ярославское. Здесь больше всего случаев вандализма.

В последнее время хулиганы особенно обнаглели, пишут железнодорожники. Если не будут приняты срочные меры по защите поездов от варваров, они оставляют за собой право останавливать движение в темное время суток, когда совершаются хулиганские набеги.

Письмо — крик отчаяния.

Проблему только правоохранительным органам и железнодорожникам не решить. Нужно активное участие администраций городов Москвы и Подмосковья, которые почему-то от нее отстранились, считая, видимо, что это не их дело. От нормальной работы транспорта зависит жизнедеятельность всего огромного мегаполиса, каким является московский регион.

Александр ДАВИДЬЯНЦ

«Российская газета» 29 сентября 1992 года