September 19

Почта Президента

218 тысяч писем поступило с начала года на имя Президента и в правительство. О чем пишут их авторы?

Каждый день на имя Президента и в Правительство Российской Федерации в среднем поступает до 1.5 тысячи обращений. Чтобы оперативно разбираться с таким потоком корреспонденции, в администрации Президента создан отдел писем и приема граждан. Деятельность его строится по трем крупным направлениям: рассмотрение писем и заявлений граждан, организация выполнения поставленных в них вопросов: прием населения, рассмотрение устных обращений: и. наконец, информационно-аналитическая работа — подготовка для Президента и правительства России материалов по наиболее важным проблемам, поднимаемым в обращениях граждан.

Для того чтобы можно было представить объем работы, назову еще несколько цифр. Только за второй квартал нынешнего года поступило более 80 тысяч письменных и устных обращений Три четверти из них — заявления. 21 процент — жалобы и около 4 процентов — предложения.

Почти четвертая часть всей почты приходится на письма и телеграммы из десяти крупных промышленных центров: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Волгограда, Ростова-на-Дону, Краснодара, Перми и Самары. Среди заявителей 15 процентов — участники и инвалиды войны: 13,4 процента — служащие; 7,8 процента — пенсионеры; 6.8 процента — рабочие; 2,8 процента — фермеры, кооператоры, предприниматели. Появились и такие категории, как безработные их обратилось свыше 600 человек, заключенные — 1.7 процента.

Теперь обратимся к содержанию почты.

На чем в первую очередь сосредоточено внимание авторов писем, обращающихся к Президенту и правительству Российской Федерации?

На первом месте стоят проблемы стратегии и тактики экономической реформы, ход ее проведения в различных регионах страны. Оценивая сложившуюся экономическую ситуацию авторы писем вносят конкретные предложения, как найти выход из создавшейся ситуации. Отмечается, что в условиях политического и экономического кризиса осуществляемая реформа не дала ожидаемых результатов, что в этой связи в обществе возрастает напряженность, высказывается обеспокоенность угрозой массовой безработицы, галопирующим ростом цен, падением уровня жизни работников непроизводственной сферы — науки, культуры, здравоохранения, просвещения и других. Во многих письмах выдвигается требование к правительству выполнить свои обещания и обеспечить при проведении экономических реформ необходимую социальную защиту населения, а наименее обеспеченным группам населения — прожиточный минимум.

Правительство подвергают резкой критике за слабую проработку последствий проводимых реформ, отсутствие, по мнению авторов, обоснованной программы перехода к рынку неинформированность населения о намечаемых акциях. Высказываются претензии в связи с ухудшением условий хозяйствования, увлечением проблемами обращения и распределения, накачиванием доходной части государственного бюджета, искусственным ослаблением платежеспособного спроса и созданием таким путем дефицита наличных денег и безналичных кредитных ресурсов Об этом, в частности, пишут академики М. Я. Лемешев. Д. А. Черников, профессор В. Е Маневич и другие.

Переход к экономическим методам хозяйствования должен сопровождаться, по мнению авторов, активизацией работы местных органов власти по стимулированию развития хозяйственных структур, призванных обеспечить жизнедеятельность регионов и направленных на удовлетворение насущных потребностей их населения. Авторы писем справедливо считают, что отсутствие у администрации регионов возможностей для финансовой поддержки в переходный период низкорентабельных, но крайне необходимых населению предприятий коммунально-бытового хозяйства, торговли, транспорта, а также местной промышленности, производящей товары народного потребления, приводит в некоторых случаях к критическим ситуациям. Расчет на то, что рынок все расставит по своим местам, не всегда оправдывается, особенно в период становления рыночных механизмов.

Первоочередными задачами экономической реформы многие авторы считают скорейшее осуществление широкой приватизации государственной и муниципальной собственности и проведение земельной реформы с признанием права частной собственности производителя на землю. Затянувшийся поиск «идеального» варианта приватизации, способного удовлетворить интересы всех слоев населения, утверждается во многих письмах, бесперспективен, он лишь тормозит реформы.

В письмах и телеграммах авторы довольно часто связывают дальнейшее развитие рыночного механизма с реально существующим и доставшимся по наследству монополизмом производителей. Абсолютное их большинство полагает, что именно монополизм является главной причиной обвального роста цен.

Немало сложных проблем возникает на местах при проведении земельной реформы, особенно в связи с отказами выделения земли и имущественных паев. Нередко очень сложно получить технику, корма и удобрения, а также кредиты, достаточные для становления и обустройства хозяйства. Выделяемые земельные наделы часто недостаточны для товарного производства, при определении их размеров не учитываются реальные возможности будущих фермеров, что сдерживает развитие высокорентабельных хозяйств. Фермеры Черников. Устинов и другие из Белгородской области пишут, например, что их хозяйства «по наличию техники способны обработать по 60 — 100 гектаров земли, а выделено им по 10—12 гектаров, и перспектив на увеличение площадей нет».

Авторы сходятся во мнении, что решение этих проблем лежит на пути передачи земли в полную собственность крестьянам и регулирования их отношений с крестьянским банком через залоговую стоимость хозяйства.

В последние месяцы возросло число писем и телеграмм по проблемам вооруженных сил, правопорядка, торговли, трудовых взаимоотношений, увеличилось поступление заявлений от граждан государств СНГ. Многие авторы считают, что предпринимаемые меры по урегулированию вооруженных и межнациональных конфликтов недостаточны.

Среди авторов почты на эти темы — прежде всего пенсионеры, инвалиды и другие социально слабо защищенные и малоимущие лица. Они составили более тридцати процентов. Показательно содержание почты. Около 30 процентов в ней — обращения по социально-бытовым вопросам, в том числе более семи тысяч просьб об улучшении жилищных и коммунально-бытовых условий, почти пять тысяч о проблемах социального обеспечения, три с половиной — торговли, более тысячи — здравоохранения. Как считают авторы, в связи с переходом к рыночным отношениям большинство этих проблем резко обострилось и для многих категорий граждан стало неразрешимым.

Письма и телеграммы по проблемам государственного устройства, политики руководства России составили шестую часть всей почты. Многие авторы считают, что законы Российской Федерации, указы и распоряжения Президента не исполняются нередко из-за того, что не продуман механизм их практической реализации, имеют место противодействие, порой элементарная некомпетентность со стороны исполнительных органов на местах. Немалая часть почты содержала жалобы на действия должностных лиц, которые не решают вопросы на местах, что заставляет людей порой многократно писать в вышестоящие органы о своих насущных проблемах.

Особую тревогу у людей вызывает состояние правопорядка в стране. В почте — сообщения о росте преступных действий против личности, требование защитить население от грабежей и насилия. Почти каждое пятое письмо из Воронежской, Пермской областей. Красноярского и Ставропольского краев в этой связи содержит жалобы на работу правоохранительных органов.

По сравнению с первым кварталом почти на 20 процентов за последние три месяца увеличилось количество обращений по проблемам вооруженных сил. Их тематика очень разносторонняя — вопросы социальной защиты семей военнослужащих, наведения порядка в армии, ускорения введения альтернативной службы. Наиболее резкий разговор идет о неподготовленности передислокации воинских частей, взятых под юрисдикцию России, о бесправном положении военных и их семей в горячих точках. Беспокойство у авторов вызывает отсутствие контроля за сохранностью вооружения, которое активно распространяется в регионах России и государствах СНГ.

Из республик, входящих в состав России, получено более четырех с половиной тысяч обращений. Больше всего по проблемам сельскохозяйственного производства, выделения земельных участков, труда и зарплаты их поступило из Дагестана и Башкортостана; организации торговли — из Бурятии и Саха (Якутии); жилищным и другим социальным вопросам — из республик Карелия, Коми и Башкортостан; о работе правоохранительных органов — из Коми и Мордовской республик.

Читателей, естественно, интересует, каковы результаты рассмотрения обращений граждан за первое полугодие. Обратимся еще раз к цифрам.

Руководством правительства и администрации Президента, а также их аппаратами рассмотрено около 19 тысяч обращений граждан, 22.431 — направлено на рассмотрение в местные органы, исполнение свыше 21 тысячи писем и телеграмм поручено министерствам и ведомствам Российской Федерации.

Особо следует сказать о приеме населения. Его ведут в приемной администрации Президента Российской Федерации (ул. Ильинка. 23. подъезд 11) ежедневно с 9 до 18 часов специалисты отдела писем и приема граждан, других подразделений аппарата правительства России. Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным утвержден порядок, по которому два раза в неделю (в понедельник и пятницу) прием проводят руководители и члены правительства Российской Федерации, советники Президента, руководитель администрации Президента, три раза в неделю — руководители подразделений аппарата.

Только за второй квартал в приемную администрации Президента обратилось 7662 человека, 109 из них принято членами правительства и советниками Президента.

Анализ рассмотрения устных обращений показывает, что большинство заявителей приехали в Москву после неоднократных, безуспешных попыток найти решение своих проблем на местах. Специалисты, осуществляющие прием населения, зачастую ограничиваются разъяснениями, поскольку вопросы, с которыми пришли заявители, входят непосредственно в компетенцию местных администраций и хозяйственных руководителей и могут быть решены только там.

Важной задачей отдела является подготовка информационно-аналитических материалов для руководства страны по наиболее актуальным проблемам. В целях оперативного и разностороннего анализа писем отделом создана локальная сеть персональных ЭВМ «Письма Президента» с необходимым программным и техническим обеспечением. Данные о результатах рассмотрения поступивших обращений вводятся в ПЭВМ ежедневно.

В соответствии с тематическим классификатором, в котором 20 шифров и свыше 300 подшифров, мы можем получить более 30 сводок и справок по обращениям граждан в тематическом и региональном разрезе за любой промежуток времени, осуществлять контроль за сроками исполнения, давать справки должностным лицам и исполнителям и т. д. Использование получаемых обобщенных данных позволяет оперативно готовить аналитические материалы.

Тематика записок определяется тем перечнем вопросов, которые предусмотрено рассмотреть на заседаниях правительства России, его коллегии, поручениями руководства страны, а также планом работы отдела на год и содержанием самой поступающей корреспонденции. Они направляются руководителям министерств и ведомств, советникам Президента России, заведующим отделами аппарата правительства, в ряде случаев руководителям областей, краев и республик в составе Российской Федерации для информации и использования в практической работе.

О некоторых причинах значительного роста числа писем и заявлений. Их можно сгруппировать следующим образом: политико-правовые, экономические и социально-бытовые, организационные, а также переориентация заявителей в связи с упразднением союзных структур на структуры российские. Влияние этих причин на социальное самочувствие всех категорий населения велико и многообразно. Они и являются главным побудительным мотивом, заставляющим обостренно воспринимать происходящие процессы, оперативно и заинтересованно откликаться на них. И здесь немаловажную роль играет социально — психологический фактор. Так как Президент России был избран всенародно, то вполне естественным и внутренне логичным выглядит стремление людей обратиться по самым животрепещущим вопросам непосредственно к высшему руководству страны. В итоге около 76 процентов почты адресовано непосредственно Президенту.

С другой стороны, созданные впервые за последние десятилетия условия, когда россияне на деле могут активно участвовать в формировании как внутренней, так и внешней политики, а их гражданская позиция непосредственно оказывать влияние на судьбу Отечества, на его настоящее и будущее, реализуются пока слабо. Годы административно-командной системы, авторитарной власти сформировали порочную практику, когда должностное лицо любого ранга, тем более занимающее крупный пост, стояло по существу над законом, породило у большинства людей представление, будто руководитель, наделенный большими полномочиями, может все — надо только до него добраться и к нему попасть. Отсюда многочисленные просьбы выделить без очереди автомобиль, квартиру, холодильник, путевку и т. д. Укоренившаяся привычка видеть «доброго дядю> жива и сегодня.

Наряду с этим многие местные органы власти были исполнителями чужой воли, утратили инициативу, способность оперативно и эффективно вникать в возникающие проблемы села, поселка, города. Поэтому наблюдаются довольно недоверчивое к ним отношение со стороны значительного слоя трудящихся и весьма невысокий их авторитет и в настоящее время.

К сожалению, на местах неудовлетворительно ведется работа по пропаганде новых законов, отмечается недостаточная правовая подготовка как отдельных граждан, так и должностных лиц. Местные органы, хозяйственные руководители привыкли иметь дело не с конкретным человеком, а с «планом», «валом» и т. д. «Никто на местах не хочет заниматься конкретным человеком, — пишет А. И. Семенов из города Санкт-Петербурга, — все заняты решением глобальных проблем. Создается впечатление, что пришедшие к власти не понимают или не хотят понять: из благополучия отдельных судеб и состоит благополучие парода или, напротив, его неблагополучие». Трудящиеся по-прежнему часто обращаются в центральные учреждения, минуя местные властные структуры. Во многих письмах и заявлениях есть приписки, более того, требования «не пересылать на место», а вопрос — в полной компетенции местных органов.

Анализ ответов на контрольные письма, характер жалоб и просьб дают основание утверждать, что в центральных органах и на местах еще многочисленны проявления волокиты, поверхностного подхода к рассмотрению обращений, неудовлетворительные методы проверки, «кабинетный» стиль разбора жалоб и заявлений, практика устных ответов, не позволяющая заявителям обжаловать решения должностных лиц в судебном порядке. Можно согласиться с авторами писем в суждениях о несовершенстве самой системы работы с обращениями трудящихся в центре и на местах и необходимости ускорения законодательного закрепления принципов и порядка в организации работы с письменными и устными обращениями граждан.

Несмотря на многие негативные явления в экономике, социальной сфере, в межнациональных отношениях, как показывает анализ почты, рейтинг Президента по-прежнему высок. Основная часть писем на его имя конструктивна, доброжелательна, основана на вере в то, что Россия способна выйти из кризиса.

Михаил МИРОНОВ, начальник отдела писем и приема граждан администрации Президента Российской Федерации.

«Российская газета» 22 сентября 1992 года