September 10, 2022

Фарнборо-92: Ту-204 выруливает на мировой рынок

Международный авиасалон завершился воскресным вечером 13 сентября под проливным дождем. Он не помешал яркому финишу воздушного праздника — показательному пилотажу девятки британских ВВС «Красные стрелы» и групповому подъему пестро расцвеченных воздушных шаров.

Фарнборо принес несомненный успех российскому лайнеру Ту-204 с двигателями британской компании «Роллс-Ройс». Машина, рассчитанная на 214 пассажиров и дальность 5 с лишним тысяч километров, летала под опознавательной маркировкой недавно созданной совместной российско-британской авиационной корпорации «Бравиа» (БРАВИА). Она учреждена известной отечественной фирмой «Ту», Ульяновским производственным комплексом «Авиастар» и «Ф. Р. И. К.» — российским отделением крупной финансовой группировки из лондонского Сити.

Генеральный директор В. Климов (фирма «Ту») отметил, что «Бравиа» возьмет на себя международную сертификацию нового самолета, его продвижение на зарубежные рынки, а также послепродажное техническое обеспечение эксплуатации лайнера по всему миру. Последнее очень привлекательно, так как есть договоренность об использовании сервисной службы «Роллс-Ройса». Возможности ее велики: в любой точке земли небольшие неисправности устраняются за два часа, а серьезные — вплоть до замены двигателя — не дольше, чем за сутки.

В том, что удачный дебют Ту-204 на престижном авиасмотре будет развит, не сомневаются два иностранных специалиста, с которыми мы беседовали. Англичанин М. Блор («Роллс-Ройс») и швейцарец У. Баур (крупнейшая американская компания по авиационному инжинирингу («Эс-Эйч-И») сказали, что они в восторге от обилия заказов и предложений возможных поставщиков первоклассного оборудования, интерьера салонов и других частей самолета.

Многие удивлены, насколько современны л оказался этот лайнер, имеющий новейшую электродистанционную систему управления, великолепную аэродинамику крыла и удачно спроектированную пилотскую кабину, отметили наши собеседники. Они считают для него наиболее перспективными зоны Америки, африканский континент и азиатско-тихоокеанский регион.

Как обстоят дела после Фарнборо у других отечественных авиастроительных объединений и производств?

Первый заместитель генерального директора «Авиаэкспорта» А. Павлов сообщил:

— Наши иностранные партнеры проявили значительным интерес к экспозиции России, Украины и Узбекистана. Коммерческие предложения на поставку получены по самолетам Ту-154М, Ил-76 ТД, ИЛ-78М, вертолету Ми-8Т. Популярность в США приобретает легкий и недорогой МАИ-89, производство которого организовано в Москве.

Новой для нас, но очень перспективной формой экспорта авиатехники может стать передача в лизинг (аренда с оплатой в рассрочку) уже зарекомендовавших себя воздушных кораблей и новейших машин — дальнего Ил-9б-300, среднего Ту-204, самолета местных линий Ил-114. Их серийный выпуск начался, и мы уже начали готовить внешний рынок к продвижению на него этих лайнеров.

Крупнейший в мире вертолет Ми-26 также выходит на международную арену. В дни авиасалона подписано соглашение с английской фирмой «Кэрол эйркрафт корпорейшн» о совместных работах по перевозкам грузов на винтокрылых гигантах, о сертификации Ми-26 британским авиарегистром авиапредприятиям.

Директор нашего раздела выставки в Фарнборо А. Воинов рассказал о ближайших планах проведения подобных экспозиций.

Эта февральская выставка будущего года в столице Объединенных Арабских Эмиратов, весенний авиасалон в Бангкоке, очередной международный салон в Бурже под Парижем, куда уже заявлено более полутора десятков отечественных машин, из которых немало появятся на публике впервые. Наконец, будущей осенью — авиасмотр в Дубае на Аравийском полуострове.

Все уверены — нам будет что показать.

Виктор БЕЛИКОВ, Сергей ЛЕСКОВ

«Известия» 14 сентября 1992 года