Российский президент призывает местные власти поддержать реформы
В Чебоксарах 11 сентября открылось Всероссийское совещание руководителей представительных и исполнительных органов власти, в котором принимают участие высшие руководители страны.
По прибытии в аэропорт Чебоксар Б. Ельцин заявил у трапа самолета, что необходимость проведения подобного совещания возникла не спонтанно. Эту идею он обсуждал с Председателем Верховного Совета еще полтора месяца назад, прежде всего по той причине, что раньше рабочие совещания проводились как бы по ведомствам — в исполнительной и представительной ветвях власти. В то же время на местах часто наблюдался разнобой. Поэтому сегодня, сказал президент, их нужно соединить, и крепко. Политические игры пора кончать.
Тут президента прервали вопросом о причинах отмены его визита в Японию. Он ответил так: «Япония поставила слишком категорично вопрос о Курильских островах. Мы с этим согласиться не можем. Более того, ехать в Токио не с чем, и, как в прошлый раз Горбачев, бегать от экстремистски настроенных студентов, — такого унижения не может потерпеть ни Россия, ни ее президент».
Совещание проходит в Доме Советов, где собрались все главы местных администрации и руководители Советов. Президент в своем докладе начал разговор о том, как живет страна, как работают, взаимодействуют или не взаимодействуют две ветви власти.
Несовпадение взглядов на реформы
Б. Ельцин подчеркнул, что примерно в половине областей и краев России органы исполнительной и представительной власти по-разному смотрят на реформы Более того, из-за недопонимания своих обязанностей и компетенции зачастую представительные органы подменяются исполнительной властью и наоборот. Это может привести к параличу управления. «Люди нам просто не простят, если их страдания окажутся напрасными».
Президент отметил, что судебная власть практически самоустранилась от процесса реформ. В то же время в стране идет разгул экономической и уголовной преступности, а в Москве уже стреляют из гранатометов. Нужно вплотную заняться правовой реформой в России.
Главы администраций не должны нервничать
Нервозность в работе глав администраций возникает по той причине, что продолжается дискуссия о необходимости реформирования местных органов власти и проведения прямых выборов глав администраций после истечения моратория на их полномочия в декабре месяце. В настоящее время подобные выборы и Советов, и глав администраций недопустимы, заявил президент. Во имя сохранения стабильности им нужно доработать оставшееся время по избирательному закону — два с половиной года, а дальше уже проводить выборы. Это предложение всем понравилось, президенту аплодировали.
Потенциал существующих органов власти достаточен для проведения реформ. Верховный Совет способен принимать новые законы. Глобальная кадровая перетряска может привести только к сбою реформ. Пока надо прекратить разговоры о никчемности и бесполезности депутатской деятельности.
Возможны различные модели преобразования
С учетом различных стартовых уровней экономики отдельных регионов, особенностей их производств (конверсионные, сельскохозяйственные ориентации) могут осуществляться различные модели перехода к рынку. В целом этот процесс характеризуется формированием рыночных механизмов, новой инвестиционной политики. Но есть и другие примеры —- попытки сохранить островки развитого социализма, как в Томской области. Если тамошнее руководство, сказал в этой связи президент, хочет регулировать цены, раздавать по карточкам продукты — это их дело. Но они же должны отвечать за результаты перед населением.
Региональная политика — толстый кошелек
Правительство РФ будет детально учитывать специфику регионов при осуществлении инвестиционной, структурной политики. Но недопустимо превращать учет специфики в систему предоставления льгот, в том_ числе во внешнеэкономической деятельности. Уже набралось около сорока документов, предоставляющих льготы отдельным регионам. Есть и немало примеров, когда отдельные руководители ведут себя перед населением благодетелями, выбивая из центра новые льготы, а ответственность за кризис возлагают на федеральное правительство. В то же время, по данным контрольного управления, лишь около трех процентов полученных за счет этих льгот средств используются на закупки продовольствия, 8—10 процентов идут в различные производства, остальное расходуется на загранкомандировки чиновников, на закупку иномарок и так называемые «не установленные расходы».
Власть на местах все еще делят
Этот процесс продолжается на уровне регионов. Краевые, областные структуры стремятся изъять в свою пользу полномочия нижестоящих властей вплоть до сел. Это вызывает напряженность. Здесь, видимо, нужны дополнительные акты для разграничения компетенций. Необходимо начать реформу местно го самоуправления. В этой связи Б. Ельцин привел пример земств в России, которые были очень эффективной властью в городах и селах. Для более эффективного воздействия властей на местах президент считает целесообразным ввести должность первого заместителя Председателя Правительства по региональной политике.
Выступивший затем на совещании и. о. премьер-министра Е. Гайдар обрисовал причины экономического кризиса в России, нынешнее состояние экономики, ход реформ. Он не драматизировал ситуацию, сказал, что краха денежной системы не будет, голода — тоже (президент накануне также сообщил, что в нынешнем году, возможно, удастся собрать около 110 миллионов тонн зерна против 88 в прошлом). Е. Гайдар подчеркнул далее, что преодоление нынешних трудностей он видит в изменении структурной политики, которое развитые страны провели более двух десятков лет назад.