September 8

Российский президент призывает местные власти поддержать реформы

В Чебоксарах 11 сентября открылось Всероссийское совещание руководителей представительных и исполнительных органов власти, в котором принимают участие высшие руководители страны.

По прибытии в аэропорт Чебоксар Б. Ельцин заявил у трапа самолета, что необходимость проведения подобного совещания возникла не спонтанно. Эту идею он обсуждал с Председателем Верховного Совета еще полтора месяца назад, прежде всего по той причине, что раньше рабочие совещания проводились как бы по ведомствам — в исполнительной и представительной ветвях власти. В то же время на местах часто наблюдался разнобой. Поэтому сегодня, сказал президент, их нужно соединить, и крепко. Политические игры пора кончать.

Тут президента прервали вопросом о причинах отмены его визита в Японию. Он ответил так: «Япония поставила слишком категорично вопрос о Курильских островах. Мы с этим согласиться не можем. Более того, ехать в Токио не с чем, и, как в прошлый раз Горбачев, бегать от экстремистски настроенных студентов, — такого унижения не может потерпеть ни Россия, ни ее президент».

Совещание проходит в Доме Советов, где собрались все главы местных администрации и руководители Советов. Президент в своем докладе начал разговор о том, как живет страна, как работают, взаимодействуют или не взаимодействуют две ветви власти.

Несовпадение взглядов на реформы

Б. Ельцин подчеркнул, что примерно в половине областей и краев России органы исполнительной и представительной власти по-разному смотрят на реформы Более того, из-за недопонимания своих обязанностей и компетенции зачастую представительные органы подменяются исполнительной властью и наоборот. Это может привести к параличу управления. «Люди нам просто не простят, если их страдания окажутся напрасными».

О пассивности третьей власти

Президент отметил, что судебная власть практически самоустранилась от процесса реформ. В то же время в стране идет разгул экономической и уголовной преступности, а в Москве уже стреляют из гранатометов. Нужно вплотную заняться правовой реформой в России.

Главы администраций не должны нервничать

Нервозность в работе глав администраций возникает по той причине, что продолжается дискуссия о необходимости реформирования местных органов власти и проведения прямых выборов глав администраций после истечения моратория на их полномочия в декабре месяце. В настоящее время подобные выборы и Советов, и глав администраций недопустимы, заявил президент. Во имя сохранения стабильности им нужно доработать оставшееся время по избирательному закону — два с половиной года, а дальше уже проводить выборы. Это предложение всем понравилось, президенту аплодировали.

Президент защищает Советы

Потенциал существующих органов власти достаточен для проведения реформ. Верховный Совет способен принимать новые законы. Глобальная кадровая перетряска может привести только к сбою реформ. Пока надо прекратить разговоры о никчемности и бесполезности депутатской деятельности.

Возможны различные модели преобразования

С учетом различных стартовых уровней экономики отдельных регионов, особенностей их производств (конверсионные, сельскохозяйственные ориентации) могут осуществляться различные модели перехода к рынку. В целом этот процесс характеризуется формированием рыночных механизмов, новой инвестиционной политики. Но есть и другие примеры —- попытки сохранить островки развитого социализма, как в Томской области. Если тамошнее руководство, сказал в этой связи президент, хочет регулировать цены, раздавать по карточкам продукты — это их дело. Но они же должны отвечать за результаты перед населением.

Региональная политика — толстый кошелек

Правительство РФ будет детально учитывать специфику регионов при осуществлении инвестиционной, структурной политики. Но недопустимо превращать учет специфики в систему предоставления льгот, в том_ числе во внешнеэкономической деятельности. Уже набралось около сорока документов, предоставляющих льготы отдельным регионам. Есть и немало примеров, когда отдельные руководители ведут себя перед населением благодетелями, выбивая из центра новые льготы, а ответственность за кризис возлагают на федеральное правительство. В то же время, по данным контрольного управления, лишь около трех процентов полученных за счет этих льгот средств используются на закупки продовольствия, 8—10 процентов идут в различные производства, остальное расходуется на загранкомандировки чиновников, на закупку иномарок и так называемые «не установленные расходы».

Власть на местах все еще делят

Этот процесс продолжается на уровне регионов. Краевые, областные структуры стремятся изъять в свою пользу полномочия нижестоящих властей вплоть до сел. Это вызывает напряженность. Здесь, видимо, нужны дополнительные акты для разграничения компетенций. Необходимо начать реформу местно го самоуправления. В этой связи Б. Ельцин привел пример земств в России, которые были очень эффективной властью в городах и селах. Для более эффективного воздействия властей на местах президент считает целесообразным ввести должность первого заместителя Председателя Правительства по региональной политике.

Выступивший затем на совещании и. о. премьер-министра Е. Гайдар обрисовал причины экономического кризиса в России, нынешнее состояние экономики, ход реформ. Он не драматизировал ситуацию, сказал, что краха денежной системы не будет, голода — тоже (президент накануне также сообщил, что в нынешнем году, возможно, удастся собрать около 110 миллионов тонн зерна против 88 в прошлом). Е. Гайдар подчеркнул далее, что преодоление нынешних трудностей он видит в изменении структурной политики, которое развитые страны провели более двух десятков лет назад.

ЧЕБОКСАРЫ.

Василий КОНОНЕНКО

«Известия» 11 сентября 1992 года