Последний муляж СССР
Что такое «трезвая политика»? Наверное, умение видеть себя со стороны. Можно горячо бить себя в грудь и кричать друг другу в ухо о том, какая мы великая держава; а можно попасть на мировые смотрины — «Экспо-92» в Севилье и увидеть, что на русском нет ни одного путеводителя, ни одной рекламы, ни одного радиоперевода, хотя среди гостей почти 20 миллионов — иностранцы.
Железный занавес пал — мы остались один на один с миром, и нам, кажется, крайне неуютно. Есть старая модель: каждым шагом за рубежом доказывать чудотворный блеск нашей державы. Если «Экспо», то это почти сплошь одни достижения. Неважно чьи — важно, благодаря кому: строю, мудрым вождям, «миролюбивой внешней политике»…
У всех праздник — у нас политическая акция. Живет, живет в нас, советских, культура военных парадов и демонстраций трудящихся. Мы, оказывается, органически не умеем участвовать в празднике; все дарят друг другу радость, дурачатся, веселятся — мы же демонстрируем достижения.
А с кем им сравниться? С павильоном «Панасоник»? Так это другая планета. С Америкой? Так у нее вершина экспозиции — оригинал билля о правах и площадка, на которой желающие целый день гоняют в баскетбол. С Японией? Так она выстроила огромный деревянный дом и счастлива: никакой техники. Можно с Чили, но трудно, потому что вся чилийская выставка — это огромный айсберг, который днем тает, а ночью его опять намораживают. Лучше всего с Прибалтикой, тем более что рабочий язык в ее павильоне — русский, а на старых картах, которые представила Литва, если не полмира в ее границах, то уж пол-России — точно.
Лжевеличие. По всем его правилам. Российский павильон на «Экспо» создавался еще СССР, а расхлебывает Россия, вернее, ее Торгово-промышленная палата. Изменить последний муляж СССР можно было, только вложив новые миллионы, а их нет, как, впрочем, не было и раньше. Не СССР, а молодым руководителям палаты адресуют теперь упреки: «Лучше бы на сухое молоко или детское питание потратились…»
А почему, собственно, сухое молоко мы противопоставляем выставке, а не затратам на зарубежные выезды на ту же выставку наших руководителей? И раньше ведь очередная ступень карьеры предполагала жизнь над железным занавесом, разве что-то сейчас изменилось? Разве где-нибудь, кроме СССР (подчеркну — не России), могла сложиться ситуация, когда «Экспо» в Испании посетило, кажется, большинство руководителей страны и не посетил ни один ее рядовой гражданин? Может быть, кто-то думает, что вся эта ситуация не видна и не понятна со стороны?
Отнимать у предприятия кровно заработанную им валюту, кричать с трибуны о дефиците бюджета, делать опорой реформ затянувшего пояс налогоплательщика и при этом рассылать по миру чартерные рейсы с вельможными делегациями, отправлять за рубеж чиновников хотя и высоких, но тем не менее никакого отношения к формированию нашей международной политики не имеющих, — что-то здесь не так.
Впрочем, еще больше «не так», когда кто-нибудь из тех, кто имеет право решающей подписи, оказывается на той же «Экспо» за деньги западной фирмы или российских коммерсантов. Нетрудно догадаться, какими одолжениями расплачиваются за подобные услуги.
Если допустить, что разнокалиберные руководители, путешествующие по миру, представляют народ, то страна у нас довольно невоспитанная. И время пока не особенно разрушило старый принцип: грубая прямолинейность — как черта принадлежности к руководству великой ракетно-танковой державы. После визита одного из наших первых лиц на «Экспо» генеральный комиссар выставки до сих пор считает, что это переводчик недопонял и неверно перевел пламенную русскую речь.
…Проведенные в один год «Экспо» и Олимпиада дали возможность Испании отречься от исторического пессимизма. «Если мы все это устроили, — говорят испанцы, — значит, Испания еще на многое способна в глобальной истории».
Испания просто пример того, что в жизни всегда есть шанс и никакая страна не обязана нести на себе печать исторических неудачников. Трудно, но возможно избавиться даже от комплекса с общим названием «70 лет Октября». Для этого, может быть, стоит чаще глядеться в зеркало: какими мы выглядим в глазах мира?