Добровольцы Северного Кавказа идут в Абхазию горными тропами, минуя российских пограничников
Указ президента Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК) Мусы Шанибова и председателя парламента КГНК Юсупа Сосламбекова
В связи с тем, что исчерпаны все меры для мирного решения о выводе оккупационных сил Грузии с территории суверенной Абхазии и во исполнение постановления 10-й сессии парламента КГНК указываем:
1. Всем штабам Конфедерации обеспечить переброску добровольцев на территорию Абхазии для вооруженного отпора агрессорам. 2. Всем вооруженным формированиям Конфедерации при противодействии им каких-либо сил вступать в бой и пробиваться на территорию Абхазии любыми методами. 3. Объявить город Тбилиси зоной бедствия. При этом используются все методы, включая террористические акты. 4. Объявить всех лиц грузинской национальности на территории Конфедерации заложниками. 5. Задерживать все грузы, предназначенные Грузии, и все виды переброски.
Помощник президента Конфедерации горских народов Кавказа Валерий Хатажуков сказал по телефону из Нальчика, что формирование добровольческих отрядов в Сухуми велось в Кабарде и по всей Черкесии задолго до указа президента КГНК от 22 августа. И только теперь при наличии документа Конфедерации и Кавказского парламента процесс отправки волонтеров в Абхазию принял организованные формы. Нальчикский собеседник сообщил, что в штабе по оказанию помощи братскому народу Абхазии, развернутом прямо в офисе КГНК, выстроилась очередь из желающих сдать деньги и ценные украшения в добровольческий фонд. Деньги, сказал Хатажуков, нужны большие. Отправка волонтеров идет не за государственный счет, а значит, оружие и обмундирование для смельчаков приходится покупать на рынке. Корреспонденту «НГ» было доверительно сообщено, что гранатомет нынче в Нальчике стоит 140 тысяч, с обмундированием, правда, сказал помощник президента КГНК, имеются известные трудности. Волонтеров Конфедерации, как удалось выяснить корреспонденту «НГ», весьма непросто будет отличить на улицах Сухуми. Однако, заметил Хатажуков, не это главное, важно то, что по традиции Кавказа ни один доброволец не отправляется на войну без согласия и благословения родителей. Вот почему кадровые офицеры, стоящие во главе добровольческих формирований, прежде всего заручаются разрешением родителей молодых людей, пришедших в отряд. Командиры отрядов — тоже в соответствии с законами Кавказа — отказывают в записи единственному сыну престарелых родителей. Но чаще, заметил Хатажуков, родители сами приводят сыновей с просьбой отправить тех на помощь абхазскому народу.
Отбор в добровольческий отряд, заметил Хатажуков, очень строгий. Самым ценным, не слишком распространяясь о подробностях, объяснил он, является «подготовленность» будущего солдата Конфедерации.
В штабе по оказанию помощи Абхазии сконцентрирована вся информация о положении дел с добровольческими отрядами. Так, им известно, что в составе военных формирований Конфедерации много добровольцев из разных регионов страны. Национальный состав отрядов, заметил помощник Шанибова, очень напоминает не так давно еще нашу общую родину: в них много местных русских, казаков. Из Приднестровья в распоряжение штаба прибыла группа из 20 человек, 5 добровольцев приехали из Кемерова, 3 — свердловчан.
Штаб в Нальчике поддерживает постоянную связь со столицей Абхазии. Поэтому им хорошо известно поведение каждого рядового. Днем 24 августа со ссылкой на информированность председателя Кавказского парламента Юсупа Сосламбекова, стало известно, что добровольцы Конфедерации в ходе боев на стороне абхазов уже подбили 4 танка войск Госсовета Грузии, захватили 5 единиц бронетехники и взяли в плен 150 грузинских гвардейцев. Вот почему помощник президента КГНК Хатажуков категорически опровергает информацию о захвате грузинскими властями группы 50 добровольцев Конфедерации. «Все наши живы и здоровы, — сказал Хатажуков, — а кроме того, не в характере кавказца сдаваться в плен». Говоря о численности добровольческого контингента, помощник президента КГНК назвал трехзначную цифру.
Способов переброски добровольцев в Сухуми, заметил он, не так уж и много. Морской путь очень сложен, аэродромы в Гудауте и в Адлере контролируются военными СНГ. Граница Абхазии с Россией по реке Псоу закрыта, часть ее, занятая грузинскими войсками, тем более недоступна для переброски. Добровольцы попадают в Абхазию тайны и горны и тропа и. Посланцы КГНК просачиваются через границы группами по 3—4 человека. Продвигаясь по отработанным маршрутам, они минуют посты погранзастав. Места их воссоединения в боевые группы остаются неизвестными местным властям.
Отвечая на вопрос корреспондента «НГ» о том, что имеется в виду в пункте указа КГНК об объявлении Тбилиси зоной бедствия и начале террористических актов на территории Республики Грузия, помощник президента КГНК ответил, что весь запас дипломатических средств исчерпан, следовательно, есть вполне конкретный план развертывания борьбы с грузинскими оккупантами.
Указ Конфедерации горских народов Кавказа Эдуард Шеварднадзе назвал «черносотенным, фашистским и беспрецедентно циничным документом». Подписанный президентом Конфедерации Шанибовым и главой парламента этой не имеющей государственных полномочий организации Сосламбековым, указ по сути объявляет войну Республике Грузия. Оценка этому документу была дана 23 августа на чрезвычайном расширенном заседании Госсовета Грузии, где совместно с правительством обсуждалась обстановка в Абхазии.
Как было сказало, позитивных сдвигов не наблюдается: в ответ на обращение вернуться из Гудауты в Сухуми, провести сессию и начать нормальную работу Владислав Ардзинба, а также 34 абхазских депутата и часть кабинета министров решили еще более изолироваться от внешнего мира до тех пор, «пока вооруженный агрессор не будет отброшен, смят, опрокинут». Как считают в Тбилиси, ждать им придется долго.
Конфедерация горских народов уже приступила к декларированной ею деятельности: вооруженная группа из 150 человек была задержана и обезоружена российскими войсками при попытке пересечь границу Грузии с севера, а затем сванские заградительные отряды разоружили группу из 60 боевиков на одном из перевалов.
Что касается ввода грузинских военных формирований в Абхазию, то, по словам Шеварднадзе, «речь может идти не об агрессии и оккупации, а о передвижении военных подразделений и техники по территории своей страны». Шеварднадзе пообещал, что «ни один солдат не будет выведен из автономной республики, пока не будет восстановлен порядок на железной дороге, о чем знает и Ардзинба».
«Ни одна террористическая организация в мире не выражала еще так цинично своих замыслов, объявляя зоной бедствия целые города, — возмутился Эдуард Шеварднадзе. — Российское руководство, я верю, не останется равнодушным к подобным заявлениям». Он выразил уверенность, что заявление заклеймят сами кавказские народы, которые не имеют ничего общего с составителями документа. Назвав решение конфедерации «симптомом большой опасности», он подчеркнул, что если это зло не пресечь вовремя, могут пострадать интересы мира во всем регионе и на планете. Шеварднадзе предложил обратиться в ООН, другие международные организации, привлечь экспертов наблюдателей, «и пусть они рассудят, двигают ли правительством Грузии имперские амбиции и интересы или мы действуем на своей территории, исходя из особенностей обстановки во имя укрепления порядка и созидания демократии».
Госсовет принял решение о готовности к всеобщей мобилизации, о надежной охране границ, о бдительности на железной дороге и других стратегических объектах. Мобилизация будет объявлена, если возникнет необходимость, в основном, в приграничных районах Грузии с северокавказскими странами, а также в ряде центральных районов республики. Начнется призыв резервистов, предполагается и запись добровольцев, которая в высокогорных районах Сванетии уже фактически проходит по инициативе местных жителей.
Шеварднадзе обратил внимание на то обстоятельство, что недоброжелатели Грузии пытаются придать конфликту религиозную окраску с целью испортить отношения Грузии с Ираном, Турцией, Азербайджаном и другими странами. Но, как заявил глава Госсовета, для этого в Грузии нет никакой почвы.
Эдуард Шеварднадзе определил конкретные задачи для всех министерств, ведомств и государственных служб в условиях чрезвычайного режима, на который переходит Грузия.
Президент Республики Адыгея Арслан Джаримов дал интервью корреспонденту «НГ» по телефону.
— Вы одним из первых попытались стать посредником в грузино-абхазском конфликте. Есть ли ответ руководства Грузии на ваши предложения?
— В ответ на наше послание и телефонные звонки Эдуард Шеварднадзе направил нам очень длинную телеграмму. В ней он высказывается против вывода войск Госсовета из Абхазии.
— 21 августа вы вместе с другими руководителями Северного Кавказа встречались с вице-президентом РФ Александром Руцким, и обсуждали события в Абхазии. Каковы итоги этой встречи?
— Нам заявили, что вскоре появится обращение президента России к народам Северного Кавказа. Но не это главное, хотя и здесь есть большой позитив. В связи с тем, что напряжение перешло в наш регион, в ближайшее время, скорее всего на этой неделе, в одном из городов Северного Кавказа должна состояться встреча Ельцина, Руцкого, руководителей республик, краев и областей Северного Кавказа. На эту встречу приглашены Шеварднадзе и Ардзинба.
— Однако на пресс-конференции Борис Ельцин предупреждал о недопустимости вмешательства республик Северного Кавказа?
— Вмешательство уже есть. Но это делают не власти России и Северного Кавказа. Поэтому надо быстрее и эффективнее работать, чтобы эта инициатива не превалировала над тем, что мы хотим.
— Но в Абхазии уже новая власть — Временный Совет…
— Порыв добровольцев сдержать уже сложно, и часть из них уже, к сожалению, в Абхазии. И они идут не к Временному Совету, а к законно избранному парламенту, который работает и старается урегулировать конфликт.
— Как вы расцениваете деятельность Конфедерации горских народов?
— Они предприняли решительные действия. С оценкой КГНК конфликта в Абхазии можно согласиться. Но я нс согласен с тем, что этот конфликт можно решить вооруженным путем.
В воскресенье, 23 августа на госдаче правительства Грузии в Сухуми первый заместитель председателя ВС Абхазии Тамаз Надареишвили дал пресс-конференцию. По его оценке, ситуация в Абхазии остается напряженной, «но жизнь в Сухуми постепенно входит в нормальное русло, выпекается хлеб, подаются вода и электроэнергия, работают городской транспорт и сухумский аэропорт». Надареишвили сказал, что грузинская депутатская фракция «ДемАбхазия» не заходит в здание парламента, которое охраняется сотрудниками местной милиции. «Мы хотим войти в здание ВС только вместе с абхазскими депутатами», — подчеркнул он. По словам Надареишвили, грузинская парламентская фракция поручила депутату Наполеону Месхия поддерживать систематические контакты с находящимися в Гудауте абхазским руководством и депутатами.
По мнению Надареишвили, события в Абхазии — это внутреннее дело Республики Грузия, и никто не имеет права вмешиваться во внутренние дела Грузии. «Если Конфедерация горских народов Кавказа, — сказал Надареишвили, — и представители республик Северного Кавказа будут вмешиваться во внутренние дела Грузии, в частности, в конфликт в Абхазии, и начнут бороться против грузинского населения Абхазии, то тогда в Абхазии будет проведена местная мобилизация грузинского (и не только грузинского) населения для защиты территориальной целостности Республики Грузия». Надареишвили считает, что пока не будут разоружены абхазские вооруженные формирования, то не следует выводить с территории Абхазии войска Госсовета Грузии. И вообще, по его мнению, на территории Республики Грузия, в том числе и в Абхазии, должна быть единая армия с единым командованием.
На пресс-конференции журналисты были проинформированы о том, что грузинская сторона контролирует на территории Абхазии Гальский, Гульрипшский районы. Сухуми, значительную часть города Гагра, автотрассу от поселка Лесслидзе до села Колхида. В руках абхазской стороны, как сообщил Надареишвили, Гудаутский район, часть территории Гагра, город Ткварчели и несколько сел Очамчирского района, где живут абхазы.
В район Гагры, как сказал Надареишвили, в последние дни переброшена боевая техника для поддержки и укрепления позиций находящихся там правительственных войск Грузии. Он категорически опроверг утверждения некоторых средств массовой информации о том, что задержан депутат ВС Абхазии Виктор Васильев, — по словам Надареишвили, депутат находится в Сухуми.
Участники пресс-конференции, в том числе и грузинские журналисты, потребовали от устроителей пресс-конференции дать информацию о судьбе абхазской журналистки Изиды Мания. Заместитель спикера парламента опроверг сообщение о том, что Изида Мания взята в заложники.
Комендант Сухуми генерал полиции Гия Гулуа сказал корреспонденту «НГ», что в воскресенье никаких боев у железнодорожного вокзала города не было, опровергнув тем самым информацию об этом пресс-службы ВС Абхазии. Генерал полиции также категорически отверг возможность применения грузинскими войсками химического оружия (о чем также сообщили средства массовой информации), так как, по его словам, у военных формирований Грузии «вообще нет в наличии химического оружия».
В воскресенье вечером с 19 до 20 часов в центре Сухуми раздавалась стрельба. Гия Гулуа сообщил, что абхазский снайпер, засевший в одном из домов, стрелял по работникам правоохранительных органов. В ответ военнослужащие внутренних войск Грузии открыли огонь по этому снайперу.
По Сухуми распространяются листовки на русском языке. Авторы прокламаций, судя по тексту — абхазы, призывают к борьбе до победного конца и требуют вывода войск Госсовета Грузии.
23 августа в Сухуми из Тбилиси прибыли представители международного Красного Креста, которые привезли медикаменты из Швейцарии для распределения по всем районам Абхазии, для оказания помощи обеим сторонам. В начале недели представители Красного Креста намереваются побывать и в Гудаутском районе.
Вчера днем корреспондент «НГ» связался по телефону с главой администрации Гудауты Сергеем Царгушем, который назвал ситуацию в городе спокойной. Сергей Царгуш отметил, что продуктами город пока обеспечен, а в больницах есть необходимые медикаменты. Руководство района, по словам Царгуша, поддерживает контакты с местным населением, особенно с грузинской ее частью. На вопрос корреспондента, не появились ли в Гудауте бойцы Конфедерации горских народов, Сергей Царгуш ответил, что он лично их не видел. Глава гудаутской администрации также ничего не мог сказать о судьбе сухумской журналистки Изиды Мания, но выразил надежду на то, что она жива, хотя не исключает, что она взята в заложники.
Сотрудник пресс-центра ВС Абхазии, находящегося в Гудауте, с которым корреспондент «НГ» также вчера днем беседовал по телефону, сообщил, что «депутаты совещаются». Он также сказал, что в понедельник в Гудауте состоялся’митинг, участники которого потребовали «вывести агрессора из Абхазии», имея в виду войска Госсовета Грузии.
По информации, полученной от коменданта Сухуми Гии Гулуа, в понедельник пассажирский самолет ЯК-40, который летел из Тбилиси в Сухуми, был обстрелян в районе села Адзюбжа Очамчирского района. По словам Гулуа, в этом селе живет в основном абхазское население, поэтому комендант сделал предположение, что стреляли абхазы. Самолет не пострадал, пассажиры — тоже.