Проект «Moscow city»: гладко было на бумаге
Духовный отец проекта «Moscow City» — глава департамента внешних связей московского правительства Иосиф Орджоникидзе. Иосиф Николаевич в своем супердетище души не чает и часто повторяет: «Если „City“ построю — значит, жизнь не зря прожил». Жизнь ему, судя по всему, предстоит еще очень долгая. Потому что, как у нас водится, «гладко было на бумаге», а в действительности все намного сложнее.
Ведь как предполагалось? Предполагалось, что сто десять гектаров бросовой земли почти в центре столицы и благие намерения городских властей — это уже очень и очень весомо. Дескать, бросит московское правительство клич — и на свободную землю слетятся тучи «фирмачей» с тугими кошельками. Останется их лишь сортировать и самым богатым, самым уважаемым, самым покладистым отдавать на конкурсной основе участки под строительство. А дальше уж: эх, дубинушка, сама пойдет! Ан нет. Не слетаются, не трясут мошной, не дерутся друг с другом за лакомый кусочек. «Предложений пока на порядок меньше, чем хотелось бы», — говорит заместитель председателя комиссии Моссовета по земельной политике Сергей Черняк. Прошлой зимой немецкая фирма Kroll GmbH получила в аренду участок площадью чуть больше гектара — для строительства семидесятиэтажного культурно-делового небоскреба, планируется заключение контракта с английской компанией «WCEC», да еще совместное предприятие «Садко» начало три года назад строить восемнадцатиэтажную башню (начало, да так и бросило из-за финансовых неурядиц). На подходе — арендный договор с российским акционерным обществом «Сити». «Сити», впрочем, пока намеревается не строить, а лишь готовить площадки для строительства: расчищать участки, подводить коммуникации, налаживать инфраструктуру, а потом уже получать дивиденды с «облагороженной» земли. Все остальное — переговоры, переговоры, намерения… Кризис-то он, оказывается, не только в России. На Западе тоже со свободными деньгами туго.
Осторожность иноземных инвесторов вполне можно понять. Ведут они дела вроде как с московским правительством. Но есть еще неугомонный Моссовет, который ну никак не может позволить правительству быть в Белокаменной главным, который тоже хочет что-то в столичных делах решать. Приезжают «на объект» (то есть к подножию будущих банковских твердынь) городские народные депутаты. Осматривают площадку, вникают. Задают каверзные вопросы: «А вот ежели стоэтажный дом тут отгрохать, тень на Кремль не упадет ли?» (до Кремля — добрых шесть километров). «А вот ежели те халупы взрывать — собор Василия Блаженного трещину не даст ли?» «А почему это, интересно, иностранцы в нашей любимой столице должны хозяйничать, русские купцы разве хуже?» «А может, ну его к черту, этот „Манхэттен“? Может быть, устроить тут парк?» Нет, серьезно, это все я собственными ушами слышал. И еще много всяких странных разговоров в Моссовете ведется: про «распродажу отечества», про «мафию», которая «все скупит», про какие-то мифические архитектурные памятники, которые якобы скрываются среди свалок будущего «City». А Моссовет — это хоть и советская, а все же власть, и никто ее пока в России не упразднял. Так что семь раз подумает «фирмач», прежде чем обосноваться в московском «Манхэттене» «всерьез и надолго», вложить не миллионы даже, а многие миллиарды долларов в надежде когда-нибудь, через много лет, если — тьфу-тьфу-тьфу — все будет благополучно — получить прибыль.
Другая сложность — неумение самого московского правительства вести коммерческие дела. Профессионалов-то в городской администрации почти нет. Потому правая рука не ведает, что творит левая, встречи откладываются, переговоры затягиваются. Хотя тут, конечно, есть и радостные сдвиги. В ПРИНЦИПЕ решено, наконец, сдать в аренду акционерному обществу «Сити» около пятнадцати гектаров — при условии, что в обустройство этих гектаров «Сити» вложит не менее десяти миллиардов рублей (в нынешних ценах) и будет отчислять в городской бюджет не менее шестнадцати процентов своей прибыли. Договор должен быть подписан в сентябре. И еще. Сообщают, что Юрий Лужков таки издал распоряжение, согласно которому заключение контрактов на аренду московской земли будет поручаться иностранным фирмам. Замаячила даже на горизонте некая очень уважаемая английская юридическая контора, название которой содержится до поры до времени в тайне. Контора эта, говорят «осведомленные источники», умеет грамотно вести переговоры и грамотно защищать интересы клиента. Если бритты возьмутся за дело, очень скоро все сто десять гектаров «Moscow City» найдут надежных арендаторов, а город, естественно, получит немалый доход в твердой валюте.
Ладно, допустим, все договоры уже заключены, вся земля отдана в аренду. Что дальше? А дальше выясняется, что «местов нету»: освободить стройплощадки от прежних владельцев не так-то просто. То есть владельцев как таковых здесь нет, земля — муниципальная, и все стародавние акты на ее владение недействительны… Но всяк почти хозяйчик, что устроил тут свой сарай, считает себя центром вселенной и плевать хотел с высокой колокольни на законы, на права собственности, на постановления столичного правительства и прочую «ерунду». Генеральная дирекция «Инвестстроя», которой мэрия поручила подготовить площадку для «Moscow City», никак не может уложиться в отведенные сроки: ей удалось «освободить» пока лишь пять участков из двадцати девяти — меньше тринадцати гектаров. Например, располагаются сейчас на территории будущего делового центра девять различных контор Мосстройкомитета. К августу должны были переехать на «новые квартиры» восемь. Переехали только три. Остальные упираются. Любопытно: начальник и у этих контор, и у выселяющего их «Инвестстроя» один — первый заместитель премьера правительства Москвы Владимир Ресин. Но и он ничего поделать не может. Бред! Еще смешнее: одна из контор-«временщиков» ведет с точно такой же конторой тяжбу из-за клочка земли на территории «Moscow City», каковой клочок ни той ни другой по закону не принадлежит. Или вот: научно-исследовательский институт «Железобетон», который держит в «Манхэттене» маленький опытный заводик, вдруг затребовал с муниципалитета в качестве компенсации за «вынужденный переезд»: во-первых, естественно, построить новый завод в другом месте; во-вторых, выплатить семьдесят миллионов рублей и шесть миллионов долларов. Суммы дикие, весь НИИ таких денег не стоит, но ученые мужи умеют права качать.
Плюс — в развалюхах-общежитиях, назначенных под снос, до сих пор полулегально проживают: офицер с семьей (очередь на квартиру у него подходит лишь в будущем году) и еще какие-то милиционеры, которых тоже пристроить некуда Плюс — три сотни частных гаражей-«самостроек». Возводили их когда-то как бы на ничейной земле, разрешений не брали, арендной платы не вносили. Соответственно — никакой компенсации при «выселении» владельцам этих халуп не видать. Владельцы, естественно, недовольны: скандалят, расписывают свои убогие гаражики разными лозунгами вроде: «Москва Сити»? Нет! Это — центр грабежа России иностранным капиталом!» Плюс — самый писк! — частная компания «Розенблюм ЛТД» захватила себе участок на самом бойком месте и спокойно строит весьма уродливую автомастерскую. Хозяин — Леонид Ро-зенблюм — мужик «крутой». «Инвестстрой» строчит заявления по поводу его самоуправства в Москомзем, в Москомархитектуру, в Инспекцию Центрального округа, в прокуратуру, в арбитражный суд, а ему хоть бы хны. Приходят выселять — Розенблюм хватается за телефонную трубку: «Я сейчас мэру звонить буду, он меня в обиду не даст!», а розенблюмовские подчиненные — за ломы: «Только тронь попробуй!» Никакими силами выгнать «Розенблюм ЛТД» с захваченной земли не удается. В общем, оказалось, что отвести территорию под грандиозный проект и очистить эту территорию от незаконных владельцев — это «две большие разницы». А начнет муниципалитет выселять «временщиков» силой — вслед за розенблюмовцами, глядишь, и хозяева гаражей за ломы возьмутся, бесквартирный офицер пистолет из-под подушки вытащит, бесприютные милиционеры, опять же, стрельбе обучены.
Вот хоть убейте, а никак не могу я представить себе московский ОМОН, брандспойтами, дубинками и слезоточивым газом отстаивающий имущественные права муниципалитета Пусть даже решится мэр на «крайние меры» — коммунистическая «оппозиция» такой гвалт поднимет, что не приведи Господи… Нет, решительно, на бумаге все намного глаже выходило.
…Унылое зрелище представляет из себя сегодня будущий деловой центр: мусор, мусор, мусор, на сколько глаз хватает. Мертвая, отравленная земля. Тем не менее она дорогого стоит. По подсчетам президента акционерного общества «Сити» Александра Хажакяна, из-за отсрочки с заключением арендных договоров городская казна ежедневно теряет по сто тысяч долларов с каждого «простаивающего» гектара этой свалки. В рукотворных болотах «Moscow City» прекрасно чувствуют себя лягушки. Плодятся и размножаются. Весело квакают. Каждый «квак» стоит москвичам десяти «баксов». Вот так: «Ква» — десятка. «Ква» — десятка…