Ровно 249 лет назад императрица Елизавета впервые отменила смертную казнь в России
Но сегодня каждый третий казненый в мире — наш
С 1826 по 1909 год в России к смертной казни было приговорено 612 человек. После того как была рассекречена официальная статистика, стало известно, что в 1985 году в СССР было совершено 770 казней. И даже несмотря на то, что за пять лет число казненных сократилось более чем на 500 человек (по некоторым сведениям, в 1991 г. цифра составила 119 человек), тем не менее, по утверждению экспертов, каждая третья казнь в мире приходится именно на нашу страну. По количеству людей, приговоренных к смертной казни, мы превосходим Иран — в два раза, ЮАР, Нигерию и Китай — в три, США — в 20 раз.
«Законное злодейство власти» — так издавна на Руси называли смертную казнь. Ряд экспертов выступают за ее немедленную и полную отмену. Напомним, что смертная казнь в России и СССР отменялась четыре раза — в 1743, 1917, 1920 и 1947 годах. В 1949 году Советский Союз выступил с соответствующей инициативой на Генеральной Ассамблее ООН, но тогда она не получила одобрения. Сегодня 81 государство отменило смертную казнь или не применяет ее.
— Ссылка в действующем уголовном законодательстве на временный характер существования смертной казни впредь до ее полной отмены не имеет ника кого реального обоснования, — рассказывает Марина Румшиская, эксперт Комитета ВС России по правам человека. — Ведь нигде и никак не оговаривается, когда казнь может быть отменена.
По ее мнению, большие сомнения вызывает определение исключительности смертной казни.
— Отсутствие четких критериев этой «исключительности», — говорит эксперт, — зачастую ведет к расширительному ее толкованию. Сегодня смертная казнь предусматривается для 33 случаев состава преступлений. Судя по масштабам приме нения, эту меру наказания никак нельзя определить термином «исключительная».
Как выяснилось, «исключительность» высшей меры наказания по большинству дел, прошедших через комиссию по помилованию ВС РСФСР в 1990–1991 годах, как правило, вызывает у экспертов серьезные сомнения. Более того, аргументы в ее пользу зачастую не представляются убедительными. Что касается помилования, то подобное решение принимается крайне редко — в среднем в соотношении один к десяти.
Трагизм ситуации, по утверждению сторонников отмены смертной казни, обостряется тем, что президент Ельцин, единственный человек, от которого на сегодня в России зависит вынесение помилования (акта индивидуального прощения), как правило, полагается на решения отдела по помилованию, состоящего «сплошь из чиновников старой закалки». И это несмотря на то, что в январе этого года Борис Ельцин дал добро на формирование специальной комиссии по помилованию, куда, по словам М. Румшиской, вошли «прекрасные, честные, талантливые люди с собственным видением мира». Однако по сей день деятельность этой комиссии находится в зависимости от решений отдела по помилованию.
Если Марина Румшиская стоит на необходимости ограничения применения смертной казни, то ее коллега Виктор Коган-Ясный, координатор оргкомитета по созданию общества против смертной казни и пыток, убежден в необходимости ее скорейшей и полной отмены.
— До тех пор пока Россия будет иметь узаконенный институт смертной казни, да еще окруженный столь большим покровом секретности, нашу страну нельзя называть демократическим государством, — утверждает он.
В то же время он весьма трезво оценивает реальную ситуацию:
— Нынешнее всенародное вече, именуемое парламентом, зарекомендовало себя как неспособное заниматься вопросами, требующими вдумчивого анализа.
В качестве временного паллиатива на пути к отмене смертной казни он, как и его единомышленники, предлагает объявить мораторий на исполнение приговора. В противном случае, считает Коган-Ясный, необходимо добиться того, чтобы вынесение смертного приговора производилось не горсткой безымянных чиновников, а конкретным человеком.
Известно, что «имээнщики» (так на судейском сленге именуются приговоренные к ИМИ — исключительной мере наказания) до последней минуты не знают, когда совершится казнь — выстрел в затылок. Место приведения в исполнение высшей меры наказания (по некоторым данным, казнь происходит в Москве в Бутырской тюрьме, в Санкт-Петербурге и Алма-Ате) строго засекречено. Впрочем, как и место захоронения: в свидетельстве о смерти, которое получают родственники, стоит прочерк.