Фракция «Промышленный союз»предъявляет ультиматум правительству
Директорское лобби в парламенте и руководителя промышленности из многих регионов России намерены настаивать на изменении темпов и направления экономических реформ и могут потребовать создания «сильного правительства народного доверия». Как стало известно «Интерфаксу», парламентская фракция «Промышленный союз», заканчивающая подготовку совещания товаропроизводителей, разработала проекты документов, в которых сформулированы конкретные предложения по изменению финансовой, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики в России.
Всероссийское совещание товаропроизводителей, открывающееся в четверг в Москве, как ожидается, причет специальную декларацию о положении в экономике страны, а также подпишет соглашение «О мерах экономической солидарности в ходе углубления экономической реформы». По данным Юрия Гехта, лидера парламентской фракции «Промышленный союз», которая организовала совещание, в нем примут участие свыше двух тысяч человек из 80 регионов России.
Согласно проектам документов, которыми располагает «Интерфакс», совещание «однозначно негативно» расценит «ряд стратегических направлений преобразований, принятых правительством», и в первую очередь финансовую политику. В проекте декларации она названа «недопустимой» и «приводящей к банкротству большинство предприятий России».
Товаропроизводители будут настаивать на сохранении и создании «крупнейших производителей массовой продукции». В проекте декларации «курс на образование мелких предприятий» без опоры на производства, аналогичные транснациональным корпорациям, называется «бесплодным». Авторы проекта декларации также называют «недопустимым» опору «на мелкого производителя» и игнорирование «приоритета массового, а следовательно, и наиболее эффективного производства сельхозпродукции».
Товаропроизводители, как ожидается, объявят о своей готовности участвовать в формировании экономического курса «сильного правительства народного доверия, политика которого получила бы одобрение и широкую поддержку общества».
В проекте декларации содержится также предупреждение о том, что «еще есть» время для «разумного изменения курса правительства» и «конструктивного диалога».
Организаторы совещания намерены также предложить конкретные шаги по изменению экономической политики.
ФИНАНСЫ. Отказаться от «шоковых» методов денежно-кредитного регулирования и перейти к «тактике мелких шагов» при изменении ставок рефинансирования, лимитов кредитования и норм обязательных резервов.
Начать в четвертом квартале зачеты и списание взаимных долгов и одновременно приступить к «целевому кредитованию по льготным процентным ставкам» приоритетных товаропроизводящих отраслей.
Прибегнуть к «добавочной кредитной эмиссии», возложив на Центральный банк (ЦБ) ответственность за распределение дополнительных кредитов, которые должны направляться через систему бывших специализированных банков «как наиболее подготовленных».
Предложить ЦБ ввести для предприятий всех форм собственности обязательное инкассирование наличных денег.
Для привлечения финансовых ресурсов выпустить и разместить в 1993 году ценные бумаги.
Создать государственный внебюджетный инвестиционный банк реконструкции и развития с уставным фондом 600 млрд, рублей, который может быть сформирован за счет «специальных отчислений», части средств от прогрессивного налога на нефть и приватизации федеральной собственности, средств иностранных инвесторов и других источников.
ЦЕНЫ. Изменить с 1 октября цены и тарифы государственного сектора «с тем, чтобы устранить перекосы между топливно-энергетическим комплексом, промышленными и сельскими товаропроизводителями и выйти на соответствующий реальный уровень». Сохранить государственные цены постоянными в течение ноября — декабря, а с января 1993 г. ежемесячно изменять их «в соответствии с запланированным уровнем инфляции».
Установить «строгий контроль» за ценами на продукты потребительской корзины.
ЗАРПЛАТА. Немедленно повысить минимальные заработки и
ежемесячно, начиная с I квартала 1993 года, индексировать зарплаты и сбережения «в соответствии с ростом цен на продукты потребительской корзины».
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Обеспечить жизнеспособность большинства российских производителей и «дать им шанс постепенно трансформировать свое производство до мирового уровня». В первую очередь поддерживать отрасли и предприятия, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке. Организовать «крупные промышленные комплексы», которые обеспечат «товарную основу для развития множества самостоятельных мелких производителей» («аналоги этих систем в мире — национальные и транснациональные корпорации»). По мере «формирования адекватного рынка технологического комплекса» перейти «к системе управления технологическим развитием народного хозяйства страны в целом».
«Политика приватизации должна работать на обеспечение стабилизации производства».
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Направлять не менее 15 процентов национального дохода на «развитие социальной сферы деревни». Обеспечить паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и компенсацию сельскому хозяйству дополнительных затрат в связи с повышением оптовых цен. Отменить все виды налогов с колхозов, совхозов и фермерских хозяйств, кроме налога на землю. Запретить на 10 лет свободную перепродажу земли, полученной в собственность.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ. «Тщательно сбалансированная протекционистская политика» должна стать «другим важнейшим аспектом стабилизации производства в стране» («бесконтрольный поток в страну продукции, производимой в 5—10 раз более эффективно, сметет любых потенциально прекрасных производителей»).
КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ РУБЛЯ. «Волевыми решениями» нельзя добиться перехода к единому обменному курсу рубля, хотя достижение этой пели «остается важнейшей задачей». Перенести акценты «на создание необходимых экономических и институциональных предпосылок, обеспечивающих переход к конвертируемости рубля».
Намечаемое совещание товара производителей, по сути, означает даже не объявление войны правительству — войну эту «Промышленный союз» и близкие к этой парламентской фракции группы ведут уже давно, — а легализацию «военных действий». Цель их — добиться резкой смены экономической политики, а если получится, то и смены самого кабинета.
Тезисы экономической программы товаропроизводителей дают основание предположить, что речь идет о кровных интересах старой хозяйственной номенклатуры, которая, сохранив свои позиции в руководстве многими госпредприятиями, пытается теперь обеспечить себе безбедное существование на основе восстановления, хотя бы частично, прежних принципов управления экономикой и ослабления возникающих в ходе реформ финансовых ограничений. Такую оценку заявленной позиции дал экономический советник Егора Гайдара Владимир Мау.
Из документов совещания становится очевидным, что главное здесь — забота не о людях, а исключительно о госпредприятиях и обслуживающих их структурах. А положение декларации о недопустимости опоры на мелкого производителя и, напротив, требование сохранять и создавать «крупнейших производителей» не оставляет сомнения относительно того, что совещание ставит во главу угла интересы директоров крупных госпредприятий, включая сельскохозяйственные. Это им нужна «добавочная кредитная эмиссия» (читай — безграничная), распределяемая через систему бывших спецбанков. Это им нужно полное освобождение от всех налогов совхозов и колхозов и десятилетний мораторий на продажу земли, полученной в собственность. Это им нужен дифференцированный валютный курс рубля к иностранным валютам, существовавший у нас до недавнего времени и означавший на практике многомиллиардные скрытые дотации импортерам и производителям, использующим импортные компоненты.
Первоначально предполагалось, что в собрании примут участие президент России, премьер-министр. Однако лидер фракции «Промышленный союз» Юрий Гехт отклонил предложение о более поздних сроках проведения совещания, и оно пройдет без высокого участия. Правительство, вероятно, все же будет представлено на совещании. Скорее всего, министром промышленности Александром Титкиным.
Надо думать, не столько календарь, сколько непримиримая ультимативность требований изменить курс вынудила Гайдара отказаться лично участвовать в предстоящем «разбирательстве» его линии. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) не входит в число инициаторов совещания, но скорее всего Аркадий Вольский или кто-то из его лидеров примет в нем участие, так как не может оставаться в стороне от столь масштабного собрания представителей промышленности. Об этом сообщил «Известиям» директор Экспертного института РСПП профессор Евгений Ясин. Комментируя экономические требования совещания, он отметил, что наряду с абсурдными или невыполнимыми претензиями в них есть ряд рациональных моментов (решение проблемы неплатежей, устранение ценовых диспропорции между аграрным и промышленным секторами и некоторые другие). Однако, сказал Ясин, все эти моменты уже заложены в среднесрочную программу правительства, которая была недавно представлена, и нет необходимости для их реализации менять кабинет. Более того, по мнению Ясина, любое правительство в нынешней ситуации вынуждено будет проводить именно эту политику, так как нет никакого иного выбора.
«Полунейтралитет» значительной части директоров, входящих в РСПП, а также то, что среди участников совещания, по предварительным данным собственно директоров только треть (остальные — руководители аграрных и промышленных комитетов местных Советов), дает сторонникам нынешнего экономического курса известный шанс противостоять давлению фракции «Промышленный союз» и тех, кто хотел бы вернуться в госплановскую эпоху.