Михаил Полторанин отвергает референдум по Южным Курилам
Полным маленьких сенсаций оказался завершающийся 8 августа визит в Японию заместителя Председателя Правительства России, министра печати и ин формации Михаила Полторанина, который, в сущности, впервые открыто рассказал в Токио о возможных направлениях подхода Москвы к урегулированию запутанных отношений с нашим дальневосточным соседом. Японцы услышали от него то, что должны были, по идее, узнать от отечественных дипломатов, явно не имеющих пока четких инструкций и запутавшихся в общих рассуждениях о «приверженности принципам законности и справедливости» в решении затяжного территориального спора вокруг Южных Курил.
В ходе бесед с премьер-министром Киити Миядзавой и министром иностранных дел Митио Ватанабэ Полторанин подтвердил, что вызывающий острые споры визит Бориса Ельцина в Токио состоится я сентябре по плану, несмотря на отчаянные призывы к его отсрочке со стороны ряда влиятельных депутатов Верховного Совета и сахалинского губернатора Валентина Федорова. Вице-премьер сделал заметный упор на том, что Россия как правопреемница СССР строит свою позицию на приверженности советско-японской Совместной декларации 1956 года, в которой было обещано передать Токмо после подписания мирного договора самые небольшие и малонаселенные острова Шикотан и Хабомаи из состава Южных Курил. Что же касается остающихся Кунашира м Итурупа, то Полторанин выразил готовность вести по их поводу переговоры.
Не менее интересны были слова вице-премьера о практическом механизме решения территориального вопроса — например, о провозглашении растянутого на долгие годы переходного периода после принятия принципиального решения о передаче островов. В ходе, допустим, десяти — двадцати лет предполагается урегулировать все имущественные, экономические, военные и прочие проблемы, чтобы, как сказал Полторанин, мы при уходе с Южных Курил не оказались в таком же невыгодном положении, как, скажем, в Прибалтике или Германии.
Совершенно по-новому прозвучала идея проведения трехсторонних японо-российско-американских консультаций по военным вопросам в регионе, чтобы уже идущее и предполагаемое сокращение войск РФ на Дальнем Востоке и на Курилах не привело там к перекосам в балансе сил, в том числе «многих возможных вариантов» решения этой проблемы Полторанин высказал и неожиданную мысль об «окинавской модели» урегулирования территориального спора между Токио и Москвой. Как известно, при возвращении Японии южного острова Окинава после растянувшейся на четверть века оккупации США оставили там свои многочисленные базы. Если Токио и Вашингтон не хотят, чтобы они сокращались, то, по словам Полторанина, может возникнуть вариант с сохранением и на Южных Курилах российских военных объектов на фиксированный срок.
И наконец совсем сенсационной стала поездка вице-премьера на саму Окинаву, куда I ранее Токио отказывался допускать советских или российских официальных представителей. Смысл этого визита, как сказал мне вице-премьер, — посмотреть, как осуществлялась американцами передача этой территории.
Источники в токийском МИД, например, сообщили мне, что визит вице-премьера оставил здесь крайне благоприятное впечатление именно конкретностью и откровенностью затронутых вопросов. Японцы, судя по всему, были даже несколько ошеломлены набором представленных им предложении и пока явно не готовы к ответу.
Впрочем, сам Михаил Полторанин сказал мне, что в преддверии поездки он продумал многие возможные варианты решения территориального спора в Токио и сейчас в какой-то мере высказал их, чтобы прозондировать общественное мнение как в Японии, так и в России. Окончательные же предложения РФ еще будут прорабатываться, и их привезет в Токио сам президент Ельцин. Однако сказанного вице-премьером, конечно, достаточно, что бы наши отечественные патриоты с ходу зачислили его в список изменников родины, торгующих территориями. Впрочем, что думает сам Михаил Полторанин о таких обвинениях, которые уже раздались в среде депутатов Верховного Совета?
— Я бы не говорил о всем Верховном Совете, поскольку там все же много ответственных людей. Однако есть и те, кто постоянно спекулирует какими-то проблемами: сегодня — это Крым, завтра — Дубоссары, послезавтра — Курилы. Но для того, чтобы Россия вошла в мировое сообщество, мы должны многое пересмотреть, пойти на какие-то потери, которые затем сторицей окупятся.
— Однако Декларация о суверенитете России предусматривает изменение национальной территории только путем референдума. Будет ли он по Южным Курилам?
— Нет, в данном случае никакого референдума не нужно, поскольку речь не идет об изменении территории. Речь идет о следовании соглашению, которое было заключено в 1956 году, и об упомянутых там островах.