Рост цен за минувшую неделю и прошедший месяц
По данным оперативного обследования, цены на 70 основных продуктов питания в 132 городах России за предыдущую неделю выросли в розничной продаже о среднем на 1,9 процента, с учетом цен городского рынка — на 2,6 процента. За весь июль цены в розничной торговле выросли на 8 процентов, с учетом городских рынков — на 8,3 процента.
Самые высокие темпы прироста цен в июле зафиксированы по хлебобулочной и овощной группам продуктов. Хлеб ржаной подорожал в среднем на 2,7 рубля (почти 39 процентов), пшеничный — на 1,7 рубля (18 процентов), картофель — почти вдвое (с 7 рублей 20 копеек 30 июня до 14 рублей 28 июля), морковь — более, чем вдвое (с 8 рублей 70 копеек до 18 рублей 60 копеек за килограмм),
свёкла — на 5 рублей (почти 73 процента). Цены взяты с учетом городского рынка.
Высокий уровень средних цен в розничной торговле на такие продукты, как хлеб, молоко, кефир, творог, сахар, растительное масло, свидетельствует о том, что в июле цены уже практически не сдерживались административными органами из-за отсутствия средств в местных бюджетах. Ситуация в госторговле напрямую влияет на изменение цен городского рынка. Правда, последние росли медленнее (4-10 процентов в месяц), но по уровню продолжают в полтора-два с половиной раза превышать розничные по мясным продуктам, молоку, сметане, овощам.
За последнюю неделю (с 21 по 28 июля) цены изменились следующим образов (в процентах):
Еженедельный средний рост цен на основные продукты питания на полтора-два процента, оперативно регистрируемый Госкомстатом РФ, за месяц дал общее повышение более чем на восемь процентов. Однако, по мнению самих сотрудников Управления наблюдений и регистрации изменения цен и тарифов Госкомстата, которые предоставляют нам эту еженедельную информацию, данные оперативных обследований не годятся для анализа ситуации на продовольственном рынке.
В оперативных обследованиях Госкомстата РФ, как справедливо отметил недавно академик Н. Петраков, фигурирует практически не индекс цен, а индекс средней цены продаж. Некоторых — и нередко даже многих продуктов, которые влияют на показатель средней цены, — в день регистрации не бывает в продаже в половине и более обследуемых городов. Поэтому, в частности, в публикуемых нами таблицах никогда не фигурирует строка «живая рыба и рыбопродукты» — это товар, который, как правило, не продается в семидесяти — ста городах из 132. Но цена рыбы в тех редких местах, где она попадает в торговую сеть, исправно регистрируется представителями статорганов и, безусловно, оказывает влияние на общий показатель.
Из других обстоятельств, делающих данные оперативного обследования не слишком пригодными для аналитического исследования, сотрудник управления цен Татьяна Балугина отметила «вбрасывание» в торговую сеть отдельных регионов баснословно дешевых продуктов питания — чаще всего сахара, который, оказывается, еще бывает по 7 рублей за килограмм, и масла, — раздобытых местной администрацией чаще всего по бартеру и распределяемых по талонам; зимне-весеннее отставание роста цен в Сибири и на Дальнем Востоке, где продукты продаются по тем ценам, по которым закупались до окончания навигации, и некоторые другие. Однако данные еженедельных обследований — это единственная в России информация об изменении цен, которая поступает оперативно и не опаздывает на месяц и более. За это ей можно простить большие погрешности.