Президент России решает проблемы армии
21 июля президент Борис Ельцин встречается с главами администраций областей, краев и республик России, руководителями министерств и ведомств. Один из важнейших вопросов повестки дня — выполнение президентского указа о социальной защите военнослужащих и обеспечение семей офицеров и прапорщиков жильем.
— В течение 1992–1995 годов будет выведено из-за рубежа более двухсот тысяч наших войск. — сказал в беседе с военным обозревателем «Известий» председатель Комитета по социальному обеспечению военнослужащих Александр Темерко, — а надо учесть еще и тех, кто уезжает из ближнего зарубежья, из «горячих точек». При таком обвальном выводе войск ситуация складывается очень тяжелая.
Местные власти в некоторых регионах встретили его в штыки. Администрации Курской, Калужской, Московской областей протестуют против размещения воинов на их территориях. Самая главная причина — отсутствие достаточных ресурсов для строительства — финансовых и материальных.
Из-за этого, в первую очередь, и не выполняется февральский указ президента о мерах по социальной защите военнослужащих. Из 437 тысяч квадратных метров жилья, построенных при долевом участии Минобороны, местные власти вернули военным только 45,3 тысячи квадратных метров, что составило 10 процентов от запланированного, или 817 квартир.
Не выполняется постановление правительства по выделению военнослужащим 5—10 процентов квартир в каждом строящемся доме независимо от его ведомственной принадлежности. При задолженности гражданских армии в 757 тысяч квадратных метров она получила к настоящему моменту только 26,5 тысячи, то есть только 3 процента, или 472 квартиры.
Из уволенных в запас 50 тысяч офицеров и прапорщиков квартиры получили лишь 18,5 тысячи…
Для реализации президентского указа требуется построить около двух миллионов квадратных метров жилья и выделить целевым назначением 22 миллиарда рублей, без учета инфляции. Но правительство сумело изыскать для армии только 6 миллиардов. Где брать остальные средства?
Председатель Комитета по социальному обеспечению военнослужащих считает, что часть недостающих денег (около 40 процентов) должны, как это и предусмотрено указанием президента, изыскать местные власти. Процентов 20—30 — вернуть Министерство финансов. Остальное могут изыскать за счет внутренних резервов сами вооруженные силы.
Кроме того, по распоряжению правительства, 8 процентов всех иностранных кредитов должны пойти на строительство жилья для военнослужащих. В частности, 80 миллионов долларов от двухмиллиардного кредита, предоставленного России Испанией. На эти средства Минобороны закупает на Пиренеях строительные комплексы, линии по переработке продуктов земледелия, и в обмен на них должно получить в Тульской, Воронежской, Нижегородской, Калужской, Архангельской и Московской областях около 10 тысяч квартир.
Чтобы заинтересовать местные власти в сотрудничестве с военными, привлечении на свои территории ответственных, высококвалифицированных специалистов, создаются и другие механизмы.
Но главный резерв в получении средств для строительства жилья военным — это реализация освобождающегося в ходе сокращения вооруженных сил армейского имущества и боевой техники. Эксперты подсчитали — его стоимость может составить свыше пятисот миллиардов рублей. Их должно хватить на обустройство офицерских семей.
Но, к сожалению, эти средства получает сегодня кто угодно, но только не армия.
Добиться возвращения армии того, что принадлежит ей по праву, считает Александр Темерко, значит, получить полную гарантию социальной защиты военнослужащих, обеспечения их законных прав.