June 21, 2022

Журнал «Континент» подписан к печати в России

Эмигрантское издание Владимира Максимова начинает выходить в Москве.

Литературный, публицистический и религиозный журнал, созданный Владимиром Максимовым в Париже в 1974 году, долгие годы объединял писателей и публицистов русской эмиграции. «Мы говорим от имени целого континента культуры стран Восточной Европы, — так объяснялось название журнала в первом его номере. – За нашей спиной раскинулся огромный континент, где господствует тоталитаризм с бескрайним архипелагом жестокости и насилия на всем своем протяжении. И наконец, мы стремимся создать для себя объединенный континент всех сил антитоталитаризма в духовной борьбе за свободу и достоинство Человека. К тому же мы, Восточная и Западная Европа, есть две половины одного континента, и нам надо услышать и понять друг друга, пока не поздно. Имеющий уши — да слышит!».

При этом создатели издания подчеркивали, что приходящая обычно в голову параллель с «Колоколом» вряд ли верна. «Журнал Герцена был чисто политическим, а не литературным изданием по той простой причине, что в «темные времена реакционного царизма» в России родилась и беспрепятственно развивалась одна из лучших литератур человечества, — объясняли они. – В ту «рабскую» пору никому, начиная от Пушкина и Гоголя, кончая Толстым и Достоевским, не приходилось искать себе издателя за рубежом. Все сколько-нибудь заметные отечественные писатели, мы подчеркиваем, все печатались у себя на родине. Впервые в истории на земле возникла ситуация во всех странах «победившего социализма» от Китая до Кубы, где наконец-то восторжествовали «свобода, равенство, братство», художественная литература, идущая вразрез с идеологическими установками правящего аппарата, преследуется, как уголовное преступление. Книга становится здесь уликой, доказательством вины, криминалом и причиной для наказания. За книгу ссылают, как Иосифа Бродского, за книгу годами гноят в лагерях, как Андрея Синявского, за книгу запирают в сумасшедший дом, как Михаила Нарицу. Ни один из существующих ныне диктаторских режимов на Западе не может похвастаться тем, что сумел на протяжении своей истории физически уничтожить, затравить до смерти, довести до сумасшествия и нищеты, отправить в изгнание стольких блистательнейших представителей своей литературы, включая сюда и двух Нобелевских лауреатов, сколько числится их в мартирологах стран с самым «революционным» и «прогрессивным» строем».

Годы спустя журнал гордился тем, что среди его постоянных авторов и членов редколлегии были четыре лауреата Нобелевской премии, Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Роберт Конквест, Генрих Белль, Эжен Ионеско, Иосиф Бродский, Наум Коржавин. «Можно без преувеличения сказать, что в тяжкие годы застойного безвременья в России, — отмечали создатели журнала годы спустя, — “Континент” поистине спас честь и достоинство русской интеллигенции и русской культуры, показав всему миру, что в России есть не только “секретарская” литература, казенная публицистика и запродавшее душу прогнившему режиму холуйское псевдоискусство, но и мужество открытого ему противостояния, и живое слово правды, и подлинно высокий уровень художественной культуры. Журнал стал ведущим литературным органом русской европейской эмиграции, обращенным к насущным проблемам и задачам освободительного движения».

Первый номер журнала, опубликованного е в России в 1992 году, был напечатан тиражом 25 тыс. экз. Исследователь СМИ Иван Кузнецов писал, что возвращение в одном и том же году журналов «Посев», «Грани» и «Континент» стало «самым важным событием в истории журналистики русского зарубежья». Однако главным редактором Максимов быть перестал, оставшись издателем, – он передал права на редактирование журнала бывшему руководителю отдела прозы и отдела критики в «Новом мире» Александра Твардовского Игорю Виноградову. Он возглавлял «Континент» до своей смерти в 2015 году.

Бывшая жена Максимова Ирена Лесневская говорила автору этих строк, что помогала журналу начать издаваться в России. «Максимов рассказал, что «Континент» умирает, и я пообещала, что постараюсь найти деньги, — отмечает она в интервью. — У меня не было таких людей, которые бы смогли заниматься печатью, вокруг – одни телевизионщики. Но я нашла тех, кто захотел журнал финансировать. Сам Максимов журнал делать больше не мог. Виноградов, совсем не молодой уже человек, фактически подвиг совершил, поднял его. Сейчас, после его смерти, права на журнал вернулись Татьяне Максимовой, второй жене Володи. Если бы нашлись желающие, его можно было бы возродить».

В статье «Тревожное возвращение», передавая журнал новому главному редактору, Максимов писал: «Давайте будем смотреть правде в глаза: авторитет большинства эмигрантских изданий держится главным образом за счет их малодоступности, на феномене «запретного плода», флере культурной экзотики. Стоит только положить нынче рядом почти любое советское и зарубежное издание (неважно, газету или журнал»), чтобы убедиться в крайней бедности, если не убогости (за редчайшим исключением!), эмигрантской продукции, бедности как информационной, так и профессиональной. Разумеется, сил, средств и возможностей у нас тоже куда меньше, чем у наших коллег на родине, но это довольно слабое утешение. Выдержит ли на этом фоне «Континент» творческое соревнование со своими отечественными собратьями? С теми же «Новым миром», «Знаменем», «Октябрем», «Юностью»? Ведь литературный процесс вообще по обе стороны границы, похоже, переживает сейчас жесточайший кризис переходного периода от подцензурного слова к полной свободе самовыражения, сместившей в головах и авторов, и читателей многие этические и эстетические ориентиры, а проблемы бумаги, производства и распространения только усугубляют этот кризис. В этих условиях новой редакции «Континент» предстоит выдвинуть принципиально иную концепцию журнала, ибо его прежняя позиция, как свободной трибуны противостояния тоталитарной системе, исчерпала себя».

Виноградов же в свою очередь, отмечал, что взялся за редактирование издания после долгих колебаний, но согласился из-за двух причин. «… во-первых, было бы преступлением, если бы такой журнал, как «Континент», просто прекратил свое существование, — писал он. – А во-вторых – и это главное, — в той ситуации тяжелейшего духовного разброда, которая создалась ныне в России, в условиях катастрофического нравственного оскудения общества, растаскивания культуры и распада истинной гражданственности, растаптываемой как разного рода красно-коричневой нечистью, так не в меньшей степени и жадной оравой всяческих псевдодемократов, рвущихся к сладкому пирогу власти, — в этой ситуации издание журнала, который продолжил бы и развил в новых условиях ту, как мы считаем – главную традицию прежнего «Континента», что делала его в лучших его номерах журналом христианской культуры, — издание такого журнала, право же, стоит, наверное, того, чтобы попытаться какими-то личными замыслами и планами».

С 2007 года «Континент» выходил также и в электронном виде, под руководством заместителя главного редактора журнала Евгения Ермолина. После смерти Виноградова история печатной версии прекратилась, а Ермолин объявил электронную версию продолжателем традиции журнала.

Источник