В Хельсинки Б. Ельцин поклонился Кресту героев во имя окончательного примирения с финнами
Крест героев — это символ павших бойцов Финляндии, сражавшихся в войнах 1939— 1940 и 1941–1944 годов. С возложения венка на этом святом месте Б. Ельцин начал государственный визит в Финляндию 11 июля. Ни один из руководителей бывшего СССР не решался на такой шаг, даже М. Горбачев, от которого, между прочим, финны ожидали подобного жеста. Но и он не смог переступить через предубеждение.
Расстаться с ними решился Б. Ельцин. Перед поездкой на кладбище он сказал: «Очень хотел бы, чтобы венок от президента России к Кресту героев, который я намерен возложить, граждане Финляндии расценивали как символический жест окончательного примирения». Понятно, что речь идет о событиях Зимней и Отечественной войн.
Что же касается деловых встреч Б. Ельцина в Финляндии, то они начались сразу же после завершения Хельсинкской встречи СБСЕ. Проводив многочисленных гостей, президент М. Койвисто пришел пешком в сопровождении лишь двух телохранителей из своего скромного дворца в роскошную гостиницу «Палас». Вскоре туда прибыл и президент России.
За ужином, прошедшим без велеречивых тостов, два президента долго беседовали о состоянии российско-финляндских экономических связей, советовались с представителями Союза промышленников, выслушивали их пожелания. А они были такие: скорее урегулировать проблему задолженности по клиринговым расчетам, унаследованную Россией от бывшего Союза ССР, создать благоприятный режим для торговли на новой основе, обеспечить защиту инвестиций.
Чуть позже, когда два президента ехали в поезде в город Турку, один из нас смог войти в контакт с президентом и попросить Б. Ельцина высказать свое мнение о перспективах российско-финляндского бизнеса. Вот что он сказал:
— Беседа с представителями Союза промышленников получилась откровенной и конкретной. Я еще раз убедился в большой заинтересованности финских предпринимателей в том, чтобы восстановить утраченный уровень экономических связей (в прошлом доля СССР составляла во внешней торговле Финляндии 25 процентов. — Ред.). Мы обсудили целый ряд крупных совместных программ. Скажу лишь об одном — освоении Штокмановского газового месторождения на шельфе Баренцева моря, как известно, крупнейшего в Европе. Финские и американские компании выказывают большой интерес к этому проекту. Мы объявили международный конкурс, и я думаю, что у финских бизнесменов может быть приоритет в этом деле…
Что еще из особо примечательного об этом визите? В его рамках стороны обменялись ратификационными грамотами о вступлении в силу нового договора об основах отношений между двумя странами, который основан на общеевропейских правовых стандартах. В нем впервые содержится положение о том, что стороны обязуются способствовать национальной и культурной идентичности родственных народов и народностей, живущих по обе стороны границы. Речь прежде всего идет о карелах и российских переселенцах.
Договор фиксирует также нерушимость границ между Россией и Финляндией, отсутствие претензий по этому вопросу. Тем самым однозначно отвергаются требования определенных сил в Финляндии, в частности общества «Карелия», о пересмотре российско-финляндских границ.
В развитие этого договора стороны подписали в ходе визита президента России целый ряд соглашений: в области культуры, образования и исследовательской деятельности; науки и технологии; регионального сотрудничества, которое предполагает развитие прямых связей Финляндии с Карелией, Санкт-Петербургом, Ленинградской и Мурманской областями.
Особого внимания заслуживает соглашение об увековечивании памяти российских и финских солдат и офицеров, погибших в войнах 1939—1940 и 1941–1944 годов. Оно предусматривает идентификацию мест захоронений, составления списков погибших, облегченный режим посещения могил родственниками.
Таковых, наверное, найдется немало, ведь только в Финляндии в годы второй мировой войны было создано примерно 70 лагерей для военнопленных, в которых находились около 40 тысяч наших бойцов. Финны считают, что одна треть из них погибла. И в бывшем СССР тоже существовали подобные лагеря для финских пленных, в частности в районах Караганды и Череповца.
А под городком Суомуссалми на севере Финляндии, где в декабре 1939 — январе 1940 были разбиты две советские дивизии и погибли примерно 23 тысячи красноармейцев и командиров, нет даже братских могил. Финские энтузиасты предлагают установить там памятный знак.