«Это - историческая ошибка»
Геннадий ЗЮГАНОВ, бывший секретарь ЦК, член политбюро КП РСФСР, представитель партии в Конституционном суде
Суд находится в патовой ситуации. Если он отменяет указы Ельцина, то, известным образом, сам себя загоняет в тупик. Если признает их правомерными, то ставит на себе крест как на серьезном юридическом органе.
Видимо, перед первым заседанием судьи пришли к выводу, что в президентских указах есть издержки. Поэтому появился иск Румянцева, толком не оформленный... Суд был поставлен в невозможное положение: если рассматривать румянцевский иск о конституционности партии, то нет никакого смысла рассматривать иск о конституционности указов. Понадобился перерыв, чтобы подготовить соответствующие материалы.
Я ожидал, что за полтора месяца у противоположной стороны найдется более убедительная аргументация. Логика эта шита белыми нитками и совершенно не учитывает объективно складывавшейся системы управления в стране. Хорошая или плохая Конституция, но она действовала. Да, были партийные деятели, которые ее нарушали, — такие бывают в любой стране. В США, например, президент Никсон, грубо нарушивший конституцию, был отстранен от должности. Но за этим не последовало запрещение, например, его партии. Да, КПСС была правящей партией. Но зачем вообще партии существуют и создаются? С единственной целью: убедить с помощью своих идей избирателей и получить в ходе выборов властные рычаги. Получив власть, КПСС, кстати, дала народу целую систему своих обещаний и гарантий. И действительно была стержнем государственного управления. К тому же партия сама, предлагая реформы, хотела превратить государство с однопартийной системой в республику Советов.
Да, в партии не было достаточных демократических механизмов, позволяющих широким партийным массам в полной мере реализовывать свои настроения. Но в этом направлении шло ее реформирование. А вместо этого — партию запретили. Дерево срубили, и теперь вот все равно растут побеги, в том числе экстремистские.
Разрушив КПС, разрушили СССР, породив кровопролитие и разрастающиеся войны.
Эволюционный, нормальный путь должен был быть другим. Складывалась политическая структура, при которой демократическое крыло в обществе сформировалось бы в мощную партию. КПСС же, я уверен, на очередном съезде распалась бы на два крыла: социал-демократической и чисто коммунистической направленности. И три эти крупные политические течения, взаимодействуя между собой на основе закона, сумели бы найти равнодействующую, чтобы провести крайне необходимые стране реформы.
Я считаю, это была историческая ошибка — и для Ельцина, и для партии, и для государства.
Теперь, как мне кажется, следовало бы завершить дело полюбовно и дать самой партии решить свои проблемы. Я за то, чтобы она омолодилась и впитала все новые тенденции развития. Тогда она сможет рассчитывать на популярность в народе.
Однако ситуация такова, что именно этого крайне боятся власти предержащие...