Открывшаяся в Москве встреча глав государств СНГ обещает больше согласия, нежели раздоров
В «Президент-отеле», бывшей партийной супергостинице в Москве, 6 июля — очередное заседание совета глав государств — участников СНГ. В отличие от предыдущей, ташкентской встречи, накануне которой превалировали прогнозы о близкой кончине Содружества, нынешний «саммит» обещает больше согласия и результатов.
Во-первых, наметились коррективы в позиции Украины, представители которой в прошлом не раз заявляли, что СНГ не имеет действенных механизмов для разрешения накопившихся проблем, споров между субъектами бывшего Союза ССР. А посему, мол, такое Содружество нежизнеспособно. Отсутствие в Ташкенте президента Л. Кравчука также было истолковано как демонстрация обособления Украины от своих партнеров по СНГ.
Однако в ходе российско-украинских переговоров в Дагомысе, где Б. Ельцин и Л. Кравчук шокировали многих невиданным ранее единством взглядов, негативные прогнозы насчет Содружества заметно пошли на убыль. Более того, украинский лидер заявил тогда, что он выступает за придание СНГ динамизма. К моменту подписания этого номера «Известий» в Москву уже прибыли Н. Назарбаев, И. Каримов, Л. Кравчук. Пресс-секретарь президента Молдовы сообщил мне, что М. Снегур обязательно прибудет на встречу в Москве вместе с новым премьер-министром республики. Таким образом, состав участников заседания предполагает высший уровень (за исключением Азербайджана, официально не присоединившегося к СНГ).
Предварительная повестка дня заседания также внушает некоторый оптимизм. Например, на первом месте стоит вопрос о правовом статусе Хозяйственного суда, то есть о выработке механизма, который обеспечивал бы выполнение всеми сторонами принятых на себя обязательств, «правил игры». После проработки на правительственном уровне вопроса о защите интересов государств рублевой зоны в случае введения ими национальной валюты главы государств должны зафиксировать очень важную договоренность: каждый волен строить свою финансовую систему самостоятельно, но делать это цивилизованно, не сбрасывать ненужные рубли соседу, подрывая тем самым его экономику.
Из блока хозяйственных проблем, вынесенных на московскую встречу, привлекает внимание и проект документа, устанавливающего основы функционирования Содружества (условно его можно назвать Уставом). В случае достижения согласия по этому пункту СНГ перестанет быть плодом «джентльменских договоренностей» и приобретет все необходимые правовые атрибуты политико-экономического образования государств.
Блок военных вопросов преимущественно унаследован из прошлых заседаний. Это — проблемы состава стратегических сил, погранвойск, противовоздушной обороны, вывода Западной, Северо-Западной и Северной групп войск бывшего Союза ССР и т. п. Однако в повестку дня нынешней встречи включены проекты документов, которые нацелены не на расчистку пластов из прошлой жизни, а на будущее сожительство. Речь идет о координации работы систем, предупреждающих о ракетном нападении из космоса, об утверждении положения, предполагающего реальную деятельность Совета безопасности, а также о комплексе проблем, связанных с восстановлением прав лиц, принадлежащих к депортированным народам и депортированным национальным меньшинствам.
Московский «саммит» СНГ может создать более прочную правовую основу для цивилизованного взаимодействия партнеров на евроазиатском пространстве.