Конфликты в республиках бывшего СССР – одна из главных тем стамбульской встречи
Когда два года назад президент Турции Тургут Озал выдвинул идею создания зоны экономического сотрудничества стран бассейна Черного моря, вряд ли он предполагал, что моменту реализации его идеи число участников этого проекта увеличится почти в два раза.
Однако даже политические потрясения, вызванные распадом бывшего СССР и многочисленными конфликтами между возникшими на его обломках государствами, не помешали представителям одиннадцати стран региона, включая Албанию, Армению и Азербайджан, собраться в четверг в Стамбуле для подписания итогового документа.
Он состоит из 18 статей и включает взаимные обязательства стран — участниц соглашения по постепенному снятию ограничений на перемещение капиталов, товаров и людей. Соглашение предусматривает развитие инфраструктуры транспорта и связи, которые способствовали бы сотрудничеству, а также максимальное поощрение делового партнерства. Среди наиболее значимых совместных проектов, предусматриваемых соглашением, — создание единого инвестиционного и внешнеторгового банка для всего региона.
Однако, как бы ни было важно экономическое значение подписываемого соглашения, интерес наблюдателей и журналистов больше всего привлекает политическая кухня стамбульской встречи. Дело в том, что острые конфликты между республиками бывшего СССР привели к неожиданному расширению повестки дня форума в Стамбуле, который в несколько импровизационной манере будет теперь использован для многосторонних консультаций руководителей стран региона.
Главное внимание приковано, несомненно, к предстоящей встрече руководителей Румынии, Молдовы, Украины и России, которые обсудят проблемы, связанные с конфликтом вокруг Приднестровья. Не осталось незамеченным сближение точек зрения Украины и России после встречи в Дагомысе, что укрепляет позиции Ельцина, полного решимости не допустить силового решения приднестровского конфликта, к чему в последнее время склонялся Кишинев.
Другая «изюминка» саммита в Стамбуле — возможная встреча президентов Азербайджана и Армении. Тер-Петросян прямо заявил, что он готов к подобной встрече и к обсуждению на ней взаимоотношений двух стран и карабахской проблемы. Абульфзз Эльчибей, совершающий свой первый зарубежный вояж после избрания на пост главы государства, был более сдержан. Прибыв в Стамбул, он не отверг с порога возможность подобного рандеву. Однако отметил, что проблемы во взаимоотношениях столь остры, что их не решить в рамках одной встречи. Эльчибей предложил для начала встретиться министрам иностранных дел Армении и Азербайджана, чтобы выработать какую-то базу для переговоров.
Само соглашение должно быть подписано на открытой террасе великолепного оттоманского дворца XIX века, превращенного в современный отель. Дворец стоит на самом берегу Босфора. Внимание журналистов привлекают мелкие детали саммита. Неожиданное прибытие на вертолете из аэропорта президента Албании (почему-то все думали, что это летит Ельцин), холодная отчужденность Эльчибея и Тер-Петросяна, спокойно прогуливающихся недалеко друг от друга, — ничто не проходит мимо внимания журналистов.
Отдельной строкой в комментариях проходит неожиданный спор между президентом Турции Озалом и премьер-министром страны Демирелем о том, кто будет подписывать итоговый документ встречи. Озал настаивает, что подписать должен он как автор самой идеи создания Зоны и глава государства. Декирель, ссылаясь на конституцию, утверждает, что визирование подобных экономических соглашений является прерогативой главы правительства.
Накануне президент Озал отказался участвовать во встрече и уехал в свою летнюю резиденцию. Опасаются, что такой поворот событий может негативно отразиться на форуме. Ведь в программе встречи переговоры между Тургутом Озалом и Борисом Ельциным.
Объединение в рамках единой, пусть даже экономической по своему характеру ассоциации различных стран региона может стать важным фактором стабильности, дополнительным рычагом урегулирования взаимных споров и конфликтов. О том значение, которое придают этой встрече ее участники, свидетельствуют и приезд Шеварднадзе (его не смогла задержать в Тбилиси даже недавняя попытка переворота), и участие Абульфаза Эльчибея, который поначалу не собирался лично посещать стамбульский форум.