Особые папки ЦК КПСС и КГБ
Сегодня мы публикуем ксерокопии совершенно секретных документов Особых папок ЦК КПСС и КГБ СССР. Выдержки из части этих документов были обнародованы в американской газете «Бостон Глоб» ее московским корреспондентом Полом Квином. Да, это те самые документы, о которых сегодня столько говорят. Комментариев они не требуют. Здесь лишь подчеркнем: это документированное свидетельство того, что КПСС никогда не была партией в цивилизованном понимании этого слова, но являлась вместе с КГБ основной структурой правящей и абсолютно преступной олигархии, действия которой вполне согласуются с международным пониманием слова «мафия».
СССР КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР 28 августа 1969 г. № 2169-А гор. Москва ЦК КПСС
Поджог израильтянами мусульманской мечети Аль-Акса в Иерусалиме вызвал острую реакцию индийской общественности. 26 августа с. г. этот вопрос обсуждался в парламенте Индии, и министр иностранных дел ДИНЕШ СИНГХ выступил с заявлением, в котором отметил, что «правительство и народ Индии глубоко потрясены этим событием».
Резидентура КГБ в Индии располагает возможностями организовать в этой связи демонстрацию протеста перед зданием посольства США в Индии, в которой примет участие до 20 тысяч мусульман. Расходы на проведение демонстрации составят 5 тысяч индийских рупий и будут покрыты за счет средств, выделенных ЦК КПСС на проведение спецмероприятий в Индии в 1969–1971 годах.
Председатель Комитета Госбезопасности АНДРОПОВ
СССР КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР 23 апреля 1974 г. № Ю71-А/ОВ товарищу БРЕЖНЕВУ Л.И.
Комитет госбезопасности с 1968 года поддерживает деловой конспиративный контакт с членом Политбюро Народного фронта освобождения Палестины (НФОП), руководителем отдела внешних операций НФОП Вадиа Хаддадом. (1)
На встрече с резидентом КГБ в Ливане, состоявшейся в апреле с. г., Вадиа Хаддад в доверительной беседе изложил перспективную программу диверсионно-террористической деятельности НФОП, которая в основном сводится к следующему.
Основной целью специальных акций НФОП является повышение эффективности борьбы Палестинского движения сопротивления против Израиля, сионизма и американского империализма. Исходя из этого, главными направлениями дивер-сионно- террористической деятельности организации являются:
— продолжение особыми средствами «нефтяной войны» арабских стран против империалистических сил, поддерживающих Израиль;
— осуществление акций против американского и израильского персонала в «третьих странах» с целью получения достоверной информации о планах и намерениях США и Израиля;
— проведение диверсионно-террористической деятельности на территории Израиля;
— организация диверсионных акций против алмазного треста, основные капиталы которого принадлежат израильским, английским, бельгийским и западногерманским компаниям.
В соответствии с этим в настоящее время НФОП ведет подготовку ряда специальных операций, в том числе нанесение уларов по крупным нефтехранилищам в различных районах мира (Саудовская Аравия, Персидский залив, Гонконг и др.), уничтожение танкеров и супертанкеров, акции против американских и израильских представителей в Иране, Греции, Эфиопии, Кении, налет на здание алмазного центра в Тель-Авиве и др.
В.Хаддад обратился к нам с просьбой оказать помощь его организации в получении некоторых видов специальных технических средств, необходимых для проведения отдельных диверсионных операций.
Сотрудничая с нами и обращаясь за помощью, В.Хаддад четко представляет себе наше отрицательное отношение в принципе к террору и не ставит перед нами вопросов, связанных с этим направлением деятельности НФОП.
Характер отношений с В.Хаддадом позволяет нам в определенной степени контролировать деятельность отдела внешних операций НФОП, оказывать на нее выгодное Советскому Союзу влияние, а также осуществлять в наших интересах силами его организации активные мероприятия при соблюдении необходимой конспирации.
С учетом изложенного полагали бы целесообразным на очередной встрече в целом положительно отнестись к просьбе Вадиа Хаддада об оказании Народному фронту освобождения Палестины помощи в специальных средствах. Что касается конкретных вопросов предоставления помощи, то имеется в виду, что они будут решаться в каждом случае отдельно, с учетом интересов Советского Союза и предупреждения возможности нанесения ущерба безопасности нашей страны.
Председатель Комитета госбезопасности АНДРОПОВ
[МН] Вверху документа наложена резолюция: «Доложить, т. т. Суслову М.А., Подгорному Н.В., Косыгину А.Н., Громыко А.А. (круговую).» (Т.е. документ подписывался не на заседании, а рассылался каждому отдельно.) Сбоку подписи: Брежнев, Суслов, Подгорный, Косыгин, Громыко. Внизу тоже приписка от руки: «О согласии сообщено КГБ СССР (т.Лаптеву П.П.) 26. IV-74 г… (2)
О техническом обеспечении спецслужбы Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР
Главное управление по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР (т.Болдырев В.А.) сообщает, что постановлением ЦК КПСС Ne 177/77гс от 7 марта 1961 года на Главлит СССР возложено осуществление негласного контроля за информацией, передаваемой иностранными корреспондентами за границу для получения необходимых сведений и своевременной организации контрпропаганды. В этих целях спецслужба Главлиза СССР параллельно подключена к линиям связей ряда иностранных корреспондентов.
В последнее время в связи с переходом все большего числа западных информационных агентств на передачу материалов с помощью быстродействующей компьютерной техники и других современных средств связи (например «Телефакс») работа спецслужбы Главлита СССР, оснащенной устаревшей аппаратурой (телетайпами), значительно осложняется. Без соответствующего обновления технической базы эта спецслужба вскоре не сможет в полном объеме выполнять возложенные на нее функции.
В связи с этим предлагается поручить Министерству связи СССР совместно с Комитетом государственной безопасности СССР и Главлитом СССР проработать вопрос о техническом обеспечении спецслужбы Главлита СССР. Вопрос согласован с КГБ СССР (т.Бобков Ф.Д.), Минсвязи СССР (т.Шамшин В.А.).
Полагали бы целесообразным поддержать предложение Главлита СССР.
Проект постановления ЦК КПСС прилагается.
Зав.идеологическим отделом ЦК КПСС (А.КА[])
«6» декабря 1988 года к № 29920; 02-03
КОМИТЕТ ЦК КПСС ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР т. ГОРБАЧЕВУ М.С. 02.03 1989 г. № 405-К/ОВ
В результате состоявшихся в Шри-Ланке 15 февраля с. г. парламентских выборов ведущая оппозиционная партия страны — Партия свободы Шри-Ланки (ПСШЛ) во главе с С. Бандаранаике, которой была оказана финансовая помощь на проведение избирательной кампании ПСШЛ (Постановление ЦК КПСС № 216 К/ОВ от 3.02.89 г), увеличила свое представительство в высшем законодательном органе с 8 до 67 депутатов. Кроме того, при нашем материальном содействии в парламент также продвинут ряд доверительных связей КГБ СССР как от ПСШЛ, так и от Объединенной национальной партии (ОНП).
Более чем 8-кратный рост депутатских мандатов ПСШЛ делает эту партию самой многочисленной и влиятельной оппозиционной силой в парламенте, в котором правящая ОНП располагает 125 местами.
С. Бандаранаике просила передать в Москву искреннюю благодарность за поддержку, которая, по ее словам, существенным образом способствовала успеху ПСШЛ в предвыборной борьбе, проходившей в исключительно сложных условиях, когда против сторонников Партии свободы была развязана кампания угроз, преследований и террора. Председатель ПСШЛ заявила, что возросшее влияние партии в парламенте будет использовано для того, чтобы блокировать прозападный внешний и антидемократический внутренний курс ОНП (…)
Комитет госбезопасности продолжает поддерживать конфиденциальные контакты с С. Бандаранаике и будет использовать как ее личный политический авторитет, так и возросшее влияние возглавляемой ею партии в стране и в парламенте в интересах Советского Союза. В этих целях будут задействованы также наши доверительные связи в парламенте.
Сообщается в порядке информации. (3)
Председатель Комитета Государственной безопасности В. КРЮЧКОВ
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Подлежит возврату в течение 3 дней в ЦК КПСС (Общий отдел, 1-й сектор)
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Т.т. Горбачеву, Рыжкову, Зайкову, Крючкову, Маслюкову, Шеварднадзе, Яковлеву, Язову, Бакланову, Белоусову И., Бакатину, Катушеву, Белякову, Фалину — прил.соотв.;
Выписка из протокола № 184 заседания Политбюро ЦК КПСС от 30 марта 1990 года
[]ос Министерства иностранных дел СССР, Госплана СССР, Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР, Министерства внешних экономических связей СССР и Государственной комиссии Совета Министров СССР по военнопромышленным вопросам.
1. Согласиться с предложениями, изложенными в записке т. т.Зайкова Л.Н., Крючкова В.А., Маслюкова Ю.Д., Шеварднадзе Э.А., Язова Д. Т., Бакланова О.Д., Белоусова И.С., Бакатина В.В. и Катушева К.Ф. от 16 марта 1990 г. (прилагается).
2. Одобрить проект распоряжения Совета Министров СССР (прилагается).
Прот.П.Б. № 184 П.10оп
О поставке Республике Афганистан специмущества
Правительство Республики Афганистан обратилось с просьбами:
о поставке в 1990 году специмущества, в том числе 150 ракет к ракетному комплексу Р-17Э, 2 пусковые установки ракетного комплекса «Луна-М», 380 танков, 1925 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, 2382 орудий и минометов, 700 зенитных пушек и установок, 12,8 тыс. реактивных огнеметов, 109 тыс. единиц стрелкового вооружения, 2 полковых комплекта зенитного ракетного комплекса С-125М1А, 3 дивизионов зенитного ракетного комплекса С-75, 109 самолетов, 48 вертолетов, боеприпасов, инженерной техники, средств транспорта и связи, имущества тыла, медицинского имущества и имущества общегражданского назначения, всего на сумму около 6,4 млрд. рублей;
о предоставлении кредита на сумму 80 млн. рублей для оплаты стоимости ремонта в СССР специмущества, ранее поставленного из Советского Союза.
Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, Министерство иностранных дел СССР, Госплан СССР, Министерство обороны СССР, Комитет государственной безопасности СССР, Министерство внутренних дел СССР и Министерство внешних экономических связей СССР вносят предложения:
дать согласие на поставку Афганистану в 1990 году 150 ракет к ракетному комплексу Р-17Э, 2 пусковых установок ракетного комплекса «Луна-М», 380 танков, 865 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, 195 орудий и минометов, 680 зенитных пушек и установок, 1000 реактивных огнеметов, около 96 тыс. единиц стрелкового вооружения, 54 самолетов, 6 вертолетов, боеприпасов, инженерной техники, средств транспорта и связи, более 1500 парашютно-грузовых систем многоразового использования, имущества тыла и другого имущества, а также на ремонт в СССР в 1990 году специмущества, ранее поставленного Афганистану из Советского Союза, всего на сумму около 1,8 млрд. рублей;
поставку и ремонт специмущества осуществить на традиционных условиях расчетов, то есть в кредит на 10 лет из 2 процентов годовых с оплатой 25 процентов стоимости поставляемого специмущества и 50 процентов стоимости за ремонт, в счет источников, определенных постановлением ЦК КПСС от 7 марта 1990 г. № П181/22. (4)
При этом специмущество на сумму около 0,5 млрд. рублей может быть поставлено из наличия Минобороны СССР без возмещения со стороны МВЭСа СССР — в счет стоимости танков, орудий, самолетов и другого специмущества, высвобождающихся при сокращении в одностороннем порядке Вооруженных Сил СССР.
Распределение указанного специмущества между Министерством обороны. Министерством государственной безопасности и Министерством внутренних дел Республики Афганистан будет проведено афганской стороной.
Выделить к поставке Афганистану запрашиваемые зенитные ракетные комплексы С-125М1А и С-75 не представляется возможным в связи с прекращением их производства и отсутствием в свободном наличии Минобороны СССР.
Что касается просьбы о поставке боевых и учебных самолетов МиГ-29, то эти самолеты можно было бы поставить в 1991 году по завершении подготовки в СССР афганского летно-технического состава.
Удовлетворить просьбу афганской стороны о поставке транспортных средств в полном объеме не представляется возможным из-за отсутствия экспортных фондов в 1990 году.
В отношении выделения Афганистану в 1990 году медицинского имущества и медикаментов и предоставления оборудования и имущества, необходимых для капитального ремонта больницы Академии военно-медицинских наук Министерства обороны Афганистана, предложения будут представлены в установленном порядке дополнительно.
С заинтересованными министерствами и ведомствами согласовано.
Проект постановления ЦК КПСС прилагается.
Л.ЗАЙКОВ В.КРЮЧКОВ Ю.МАСЛЮКОВ Э.ШЕВАРДНАДЗЕ Д. ЯЗОВ О.БАКЛАНОВ И.БЕЛОУСОВ В.БАКАТИН К.КАТУШЕВ
16 марта 1990 г. № 01/2-3/2991 (5)
[МН] На первой странице документа впечатано:
Товарищ, получающий совершенно секретные документы ЦК КПСС, не может ни передавать, ни знакомить с ними кого бы то ни было, если нет на то специального разрешения ЦК.
Снимать копии с указанных документов, делать выписки из них категорически воспрещается.
Товарищ, которому адресован документ, после ознакомления с ним ставит на документе личную подпись и дату.»
К протоколу заседания Политбюро приложен и проект распоряжения Совета Министров СССР, который практически повторяет опубликованный выше документ и распределяет роли: что надлежит делать Министерству обороны СССР, за что отвечает Министерство внешнеэкономических связей СССР, МИД СССР или Миноборон-пром СССР. Последний согласно проекту распоряжения СМ СССР должен был начиная с марта 1990 г. «развернуть производство головных частей 8Ф44Э к ракетам комплексов Р-17Э для поставки Афганистану 150 ракет 8К14 в 1990 году».
Что касается адресата помощи — Афганистана, то оттуда к нам должен был пойти …изюм, поставляемый, как сказано в документе, «своими средствами за свой счет» (то есть средствами и за счет СССР. — Е.А.).
Третий документ из этой папки — письмо (естественно, с грифом «секретно») совпослу в Кабуле: «Совместно с т. т.Гаривым М.А., Ревиным В.А. и Алексеевым Г.А. посетите Президента Республики Афганистан т.Наджибуллу и, сославшись на поручение, сообщите ему, что просьбы афганского руководства о дополнительной поставке специмущества для афганских вооруженных сил в 1990 году внимательно рассмотрены (…)
1. Имя, фамилия, должность Вадиа Хаддада, равно как место встречи с резидентом КГБ, в документ везде вписаны от руки. Делалось это в соответствии с инструкцией о секретном делопроизводстве, дабы не произошло утечки информации через технических сотрудников — например, через машинистку, либо людей, кому по рангу знать это было не положено.
Вадиа Хаддада уже нет в живых. Бывший шеф отдела боевых действий за границей Народного фронта освобождения Палестины в 1975 году рассорился с верхушкой НФОП — в том числе и с тогдашним Генеральным секретарем Народного фронта Жоржем Хабашем. В 1978 году Вадиа Хаддад, как утверждает компетентный французский справочник «Quid», был отравлен иракскими спецслужбами.
Не могу не обратить внимания читателей и на эту замечательную фразу из документа 1974 года: «… В.Хаддад четко представляет себе наше отрицательное отношение в принципе к террору…» — пишет Андропов. Спустя 4 года, в 1978 году, Андропов даст свое «добро» на убийство болгарского диссидента Георгия Маркова (см. «МН» № 17, 1991). Еще через год будет убит Президент Афганистана Амин («МН» № 45, 1991).
На втором документе, внизу, от руки, как вы видите, написано: «Л.И. доложено (по телефону). Л.И. — Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.
2. П. П. Лаптев — в то время начальник Секретариата КГБ СССР. Вслед за Андроповым в 1982 году пересел в кресло помощника члена Политбюро на Старой площади. До закрытия ЦК КПСС в 1991 году трудился на посту заместителя заведующего Общим отделом ЦК КПСС. Генерал КГБ.
3. Архив Секретариата КГБ СССР, фонд 6, опись 12, порядковый № 4, дело 13, том 1, л. д. 304-305
4. Расшифровку «источников», судя по всему, дает распоряжение Совмина СССР: «…в том числе на сумму 150 млн. рублей, выделенных для поставок по государственному кредиту Республике Индии, на сумму 50 млн. рублей, выделенных для поставок по государственному кредиту Сирийской Арабской Республике и на сумму 250 млн. рублей — в счет дополнительного задания в объеме 700 млн. рублей, установленного МВЭСу СССР по поставкам в страны, рассчитывающиеся свободно конвертируемой валютой на условиях государственного кредита».
5. Обратите внимание: документ помечен мартом 1990 года, то есть решение о поставке оружия Афганистану принималось через год после прекращения войны и вывода советских войск.
6. Вверху документа целый букет подписей: Горбачев, Ивашко, Дзасохов и т. д.
На второй странице указано, что Семенова, Шенин, Гиренко — в командировке, Строев болен. Купцов занят, Манаенков в отпуске.
Геннадий Янаев подписал это письмо, поскольку в то время был Секретарем ЦК КПСС по международным делам.