Выступление Бориса Ельцина на совещании высшего командного состава армии и флота
«Непростой, но не безнадежной» назвал Президент России Борис Ельцин обстановку в республике. Он выступил вчера на своей первой встрече с высшим командным составом Армии и Флота России.
«Убежден, — отметил Борис Ельцин, — что сейчас нужно идти дальше. Любая остановка для России будет просто гибелью».
Создание национальных армий не должно превращаться в разрезание на части единого военного организма, подчеркнул Борис Ельцин. Он высказался за развитие военного сотрудничества между республиками бывшего Союза. Правовая основа такого сотрудничества сейчас строится. Прежде всего имеется в виду договор о коллективной безопасности, который носит открытый характер.
Президент подчеркнул, что Россия «не ставит под сомнение необходимость Объединенных вооруженных сил, подчиненных Совету глав государств Содружества, и выполняет те соглашения, которые в этом отношении были подписаны главами государств». Вместе с тем он выразил сожаление в связи с тем, что члены СНГ пока не достигли консенсуса в вопросе о конкретном составе и назначении этих сил.
Остановившись на положении 14-й армии в Молдове, Президент сказал: «Мы не можем допустить, чтобы в этом регионе повторился югославский вариант, тем более с участием российских войск. В то же время мы не забываем, что в Приднестровье проживают десятки тысяч наших соотечественников. Уверен, без учета их интересов молдавский узел не развязать».
Остро стоит и проблема Черноморского флота. Переговоры с Украиной, по оценке Бориса Ельцина, «идут тяжело». «Но главное, о чем мы договорились, — сказал он, — это отказ от односторонних действий до тех пор, пока не будет выработана компромиссная форма решения спорных вопросов.
«Мы идем к тому, чтобы на Верховном Совете Федерации ратифицировать договор по СНВ», — сказал Борис Ельцин, касаясь проблем сокращения вооружений. Одновременно в России и Соединенных Штатах рассматривается возможность более глубокого сокращения и уничтожения стратегического ядерного оружия. Здесь, отметил он, мы пока не пришли к общей цифре, поскольку Россия проводит идею стратегического паритета, а американская сторона идет несколько иным путем. Она предлагает уничтожить все наши стратегические ядерные ракеты наземного базирования с разделяющимися головными частями, одновременно в меньшей степени снижая численность морских ядерных сил стратегического назначения. В случае принятия такого решения Соединенные Штаты окажутся в более выгодном положении. Все эти вопросы, отметил Ельцин, придется решать путем переговоров в ходе официального визита в Вашингтон. Мы бы хотели, чтобы сокращение СНВ было осуществлено по крайней мере до 2000 года до 2.200—2.500 единиц для каждой стороны.
Важнейшей задачей в период становления вооруженных сил России является создание базы для социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, отметил Президент. Чтобы решить эту проблему полностью, предстоит принять более 20 нормативных актов, а это потребует времени.
Говоря о сроках вывода российских войск из стран Балтии, Борис Ельцин отметил, что «решение этих проблем возможно лишь на основе реализма. Мы отвергаем какие-либо ультиматумы. Тем более вызывает недоумение обращение некоторых этих стран в СБСЕ, в Организацию Объединенных Наций по этим вопросам».
Проблема вывода, подчеркнул Борис Ельцин, в значительной степени техническая. «Мы не можем выводить войска в чистое поле и тем более никогда не согласимся на то, чтобы вывод наших войск уподобился бегству». В то же время, по мнению Президента, вывод войск может быть ускорен при более активном включении другой стороны в решение вопросов их обустройства на новом месте.
Требования Указа Президента России о погашении на местах задолженности по жилью для военнослужащих за прошлый год в первом полугодии 1992 года выполняются пока не везде, признал Борис Ельцин. Об этом состоялся серьезный разговор на встрече Президента с главами администраций республик, краев, областей.
В перерыве совещания Борис Ельцин ответил на вопросы журналистов. Говоря о «пограничном вопросе», он отметил, что первостепенное значение для России имеет граница с государствами Балтии. Отсутствие действенной таможенной службы и государственной границы дает возможность незаконной переброски товаров из России, проникновения разведывательных служб иностранных государств. Поэтому, сказал Президент, мы приняли решение форсировать создание настоящей таможенной службы и начать строительство государственной границы с прибалтийскими государствами.
Он также сказал о необходимости государственной границы с Азербайджаном, который ввел практически безвизовый режим с Турцией, Ираном. Оттуда идет проникновение иностранных граждан на российскую территорию, и мы должны его перекрыть, сказал Президент.
Очень непростой вопрос с Грузией. Мы следим за тем, как пойдут там процессы, отметил Борис Ельцин. Если будут идти демократические преобразования, если прекратится военное давление на Южную Осетию, то мы можем в договоре, который сейчас готовится, оставить пока, так сказать, «полупрозрачную» границу.
Есть проблема и в отношении границы с Казахстаном, и в ее решении Россия с казахской стороной взаимодействует. Дело в том, что у Казахстана с республиками Средней Азии границ нет, а они также объявили безвизовый въезд из других стран региона. Для того чтобы закрыть южную границу республик Средней Азии и не допустить безвизового въезда, мы должны подписать соответствующие договоры с Таджикистаном и Туркменией. С Узбекистаном такой документ уже подписан.
Однако самый сложный вопрос — о границе с Украиной. Создание настоящей российско-украинской государственной границы приведет, по мнению Президента, к большим сложностям в двусторонних отношениях. Нам бы этого не хотелось, отметил Президент, но мы не можем не учитывать, что Украина полностью перешла на купоны, в том числе в розничной торговле. Получается, что Украина пользуется двойной выгодой: ее граждане могут за рубли покупать товары в России, а за купоны — на Украине. А россияне, которые живут рядом с границей, не могут поехать на Украину и приобрести там товары за рубли. И, хотя единая рублевая зона пока еще существует, открытое стремление Украины перейти к национальной валюте дает России право заняться государственной границей. Пока мы устанавливаем таможенные посты, а как только на Украине вводится национальная валюта, приступим к созданию настоящей государственной границы, отметил Президент.